Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинский контекст живописи Василия Штернберга

05 февраля, 16:05
«ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ ДНЕПР». 1837 г.

Вильгельм (Василий) Штернберг родился в феврале 1818 года и происходил из обрусевшей немецкой семьи, которая переселилась в Петербург еще в первой половине XVIII века. Проявив незаурядные художественные способности в 1835 году семнадцятилетний юноша был зачислен свободным слушателем класса пейзажной живописи академии, где учился у таких известных живописцев, как М. Воробьев, М. Лебедев, позже у К. Брюллова.

Однако сложилось так, что жизнь и творчество этого художника были тесно связаны с Украиной. Как писал искусствовед Назар Козак: «Эта связь обусловлена двумя факторами. Первый — три каникулярных лета 1836-1838 гг., проведенные в Украине; второй — дружба с Тарасом Шевченко».

Летом 1836 года по приглашению помещика-мецената Григория Тарновского впервые приезжает в его имение в селе Качанивка на Черниговщине. Природа украинского села, его жизнь и быт так захватили молодого художника, что он на протяжении трех лет создал ряд пейзажей и жанровых полотен, пронизанных исключительным радостным настроением и поэтическими чувствами.

Среди них выделяются произведения «Ярмарка в Ичне», «Ветряные мельницы в степи», «Улица в селе», «Переправа через Днепр под Киевом», «В Качановке у Тарновского».

Вот как позднее описывал свое впечатление от произведений В. Штернберга  Тарас Шевченко в повести «Художник» 1856 года: «...на первом плане ветряная мельница, пара волов около телеги, наваленной мешками, — все это не нарисовано, а только намекнуто, но какая прелесть! — очей не отведешь... Под хаткой старушка, а на воде утки плавают, вот и вся картина, и какая полная, живая картина! И таких картин или, лучше сказать, животрепещущих очерков полна портфель Штернберга. Чудный, бесподобный Штернберг!».

«ПАСТУШОК». 1836—1838 гг.

 

Своими произведениями он стал одним из тех художников, которые начали популяризировать идеализированный романтический образ «южной» Украины в «Северной Пальмире». Недаром Василия Штернберга называли зачинателем традиции украинского романтического пейзажа, которая нашла свое продолжение в творчестве Сергея Васильковского и Архипа Куинджи.

В ноябре 1838 года В. Штернберг возвращается в Петербург, где и происходит знакомство с Т. Шевченко. Полной папки картин и рисунков, из которых вырисовывался дорогой Тарасу край, хватило для того, чтобы они искренне подружились, а вскоре В. Штернберг поселяется вместе с Шевченко в доме Донненберга на Васильевском острове. Как рассказывает Ежи Енджеевич, польский исследователь творчества Шевченко, «Штернберг имел романтические наклонности, артистическую душу, тонкую и впечатлительную, хотя не избегал веселых развлечений с вином. Но делал это с обворожительностью и вкусом». Вместе с Тарасом посещали театры, особенно оперные спектакли, слушали игру известных музыкантов-виртуозов, ценили хорошее общество и хорошую кухню... Хотя порой приходилось и без копейки сидеть в неотопленных мастерских. В этот период Штернберг создал несколько портретов Шевченко и шаржевых рисунки карандашом «Шевченко с одеялом», «Вместо чая мы побрились» и другие.

«УСАДЬБА Г. ТАРНОВСКОГО В КАЧАНОВКЕ». 1837 г.

 

В 1839 году В. Штернберг завершает дипломную работу в Петербургской академии искусств, выполненную по предварительным эскизам на украинскую тематику. За полотно «Освящение куличей в Малороссии» он получил звание художника и был награжден Золотой медалью первой степени, что давало право на взлелеянное в мечтах каждым выпускником академии право на заграничное пенсионерство.

В 1840 году в типографии Фишера в Петербурге был напечатан томик стихотворений Т. Шевченко, для которого Штернберг создал рисунок-фронтиспис, где был изображен лирник с бандурой, мальчиком-поводырем и собакой — «Слепой бандурист с поводырем». В знак благодарности поэт посвятил ему опубликованную в этом же издании поэму «Иван Подкова».

Вскоре Василий Штернберг в обществе с известным уже тогда художником-маринистом Ованесом Айвазовским выезжает в Италию. Перед отъездом Тарас Шевченко вручает Штернбергу экземпляр «Кобзаря» с дарственным стихотворением «На незабудь Штернбергові»:

Поїдеш далеко,

Побачиш багато;

Задивишся,

зажуришся, —

Згадай мене, брате!

Живя в Риме, художник  переписывался с Т. Шевченко, выслал поэту несколько своих рисунков —  пейзажей Италии, из которой  уже так никогда и не вернулся, — больной чахоткой, Василий Штернберг умер в Риме в 1845 г. в возрасте двадцати семи лет.

Через десятилетие лирически привлекательный образ товарища с академических лет создал Тарас Шевченко в автобиографических повестях-воспоминаниях «Художник», «Музыкант», «Прогулка с удовольствием и не без морали», вспоминал о нем в своих письмах и «Дневнике».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать