Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Вторая жизнь Волынского орнамента

В подземной галерее Острожской академии продолжается выставка работ мастеров Самчикивской росписи
11 ноября, 20:03

Самчикивский орнамент — пока не слишком известен украинцам. Более узнаваемой является Петрикивская роспись, «родом» из Центральной Украины, которая была распространена на протяжении всего периода существования УССР. Однако и орнаментом, и колористикой она отличается от этнических мотивов в росписи Великой Волыни (территория современных Волынской, Ривненской, западной части Житомирской, севера Хмельницкой, Тернопольской и Львовской областей).

Сегодня возрожденный Самчикивский орнамент является уникальным, поскольку искусство декоративной росписи на землях Великой Волыни было частично утрачено. В досоветский период такими узорами украшались стены домов, печи, скрыни. Наиболее распространенным волынский декоративный орнамент был в иконописи Подолья и южной Волыни. В ХІХ—ХХ веках весь фон икон, особенно тех, которые писались в сельских мастерских, был заполнен цветами. С приходом советской власти, в селах перестали писать иконы, однако роспись осталась на стенах и скрынях. В 60-х годах несколько мужчин из села Самчики решило возродить волынскую роспись в станковой живописи. Если говорить о самчицких работах, то стоит отметить, что, хотя орнаменты и похожи между собой, ведь во всех преобладают флористические мотивы, однако у каждого свой стиль и своя цветовая гамма.

В работах самого старого художника из села Самчики Александра Пажимского, кроме орнаментальных цветов, присутствуют и сюжеты из украинской этнической истории, но каждый образ стилизован и приближен к Волынскому орнаменту.

Виктор Раковский — еще один художник, чьи работы представлены на выставке, — решил приблизить свои картины к трипольскому орнаменту. Его отец Геннадий тоже пишет картины, но, поскольку он является одним из лучших исследователей этнографии юга Волыни, то в его работах заметно скурпулезное научное отношение к одежде крестьян, изображенных среди массы цветов.

Тематика картин очень разнообразна, но их всех объединяет богатый мир символики, которая прослеживается в каждой работе. Выставка была бы неполной, если бы организаторы ограничились лишь Юго-Восточным регионом Волыни. Поэтому к участию была приглашена художница из города Луцка Галина Черныш. Хотя пани Галина училась росписи в Миргороде, где в основе учебы была Петрикивская роспись, однако, переехав 20 лет назад на Западную Волынь, она воспроизводит петрикивскую основу декоративного рисунка через собственное восприятие этнической идентичности Западной Волыни. Благодаря этому, в ее работах появляется как цвет, так и орнамент, нехарактерный для Петрикивки, но близкий к региону вблизи Луцка.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать