Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Забытый певец Космача

Почему имя талантливого художника Олексы Друченко не встретишь в словарях художников Украины?
25 июля, 15:37
«ПЕРЕД ДОЖДЕМ, с. КОСМАЧ», 1959 г.

Помню из далекого детства, как часто с отцом ездили на трамвае на Привокзальную площадь, долго шли Железнодорожной улицей, переполненной грохотом, пылью и копотью из паровозо-вагоноремонтного завода, и, наконец, оказывались перед старым, еще австрийским, трехэтажным домом. Поднимались узкой деревянной и очень скрипящей лестницей на третий этаж и останавливались перед окрашенными в красный цвет дверями. Здесь жили хорошие знакомые отца. Пан Олекса и пани Мися — художник Олекса Друченко с женой.

За большим круглым столом, когда пани Мися наливала в чашки светло-золотой дымящийся чай и разрезала на небольшие кусочки сладкий «цвибак», отец и пан Олекса погружались в разговоры-воспоминания. Ровесники с разницей в один день, хотя и рожденные в разных политических условиях разделенной границами государств Украины, были объединены идеей сознательного украинства. Охрим Кравченко рассказывал о своей учебе в Киевском художественном институте в мастерской Михаила Бойчука, а Олекса Друченко — о годах, проведенных в частной школе Олексы Новакивского во Львове, о годах ссылок и испытаний на Урале, где каждый из них побывал, о художественных проблемах советской среды в условиях безликого «социалистического реализма», когда многие художники, не причастные к выставкомовским «кормушкам», оказались на грани выживания...

Олекса Друченко. Имя этого художника не встретишь в «Словнику художників України», не отмечен он и в справочнике «Художники Радянської Львівщини», не упомянут и в недавно изданном исследовании В.Бадяка о деятельности Львовской организации СХ Украины. И только в исследовательском труде Л.Волошина, посвященной истории школы Олексы Новакивского, находим краткие биографические данные о художнике.

Итак, родился Олекса Друченко в местечке Дубно на Ривненщине 9 февраля 1903 года. Здесь же, в местечке, получил начальное образование, закончив четыре класса церковно-приходской школы. Рисованием увлекся рано, но получить профессиональное образование молодому парню из периферии в условиях панской Польши было не так то и просто. Поэтому первые азы живописи получил в иконописной школе-мастерской Почаевской Лавры, где учился на протяжении 1925—1926 годов. Кстати, именно в этой мастерской учился еще один будущий львовский художник — Олекса Шаткивский. Даже непродолжительные занятия в иконописной мастерской проявили художественные способности юноши — и с рекомендательным письмом летом 1926 года он приезжает во Львов и появляется «пред очи» маэстро Олексы Новакивского. Финансовые проблемы молодого слушателя школы привели к тому, что некоторое время он жил в квартире О. Новакивского, где имел возможность ближе узнать своего Учителя, манеру его живописи, экспрессию композиции произведений, цветность колористической гаммы. Да и частная жизнь маэстро не осталась вне поля зрения молодого художника.

Летом 1927 года вместе с другими учениками школы выезжает на летний пленер в Космач. Монументальные пейзажи гуцульского села, красочная одежда его жителей, чистые и искренние души сельчан навсегда пленили его воображение. И с тех пор (почти с десятилетним перерывом по независимым от него причинам) и до начала 80-х годов О.Друченко всегда проводил летнее время в приселках и окрестностях Космача.

Впечатления от первых «вакационных выездов» отразились в ряде пейзажных произведений, которые экспонировались на III выставке Школы, которая проходила в 1929 году в Академическом доме в Львове. «Показ работ учеников прошел во многих городах: в Коломые, Станиславе, Стрые, Перемышле, Бережанах, Тернополе». К превеликому сожалению, с тех пор сохранились только два автопортрета художника, датированных 1927 и 1928 годами, которые находятся в частных собраниях львовских коллекционеров.

В 1930 году было основано Общество почитателей искусства, задачей которого стала финансовая поддержка учеников школы О.Новакивского. Одной из акций Общества стала организация выставки художественных полотен учеников школы, объединенных в группу под названием «Руб». Благосклонные рецензии на выставки Школы появлялись на страницах львовской газеты Chwila, художественный критик которой — тонкий эрудит Артур Ляутербах — был большим поклонником живописи О. Новакивского.

Если в начале ХХ века ведущую роль в подготовке молодых художников, выходцев из Галичины, принадлежала Кракову, то в 30-е годы значительная часть молодежи учится в Варшаве. Тамошняя Академия изящных искусств давала в те годы хорошую профессиональную подготовку, которая основывалась на добротном рисунке, продуманном колорите и композиционном осмыслении. Поэтому после учебы в Школе и завершении занятий по прикладному искусству в Львовской художественно-промышленной школе, Олекса Друченко в 1938—1939 годах проводит два семестра у профессора Ф.Конарского в Варшаве.

Приехав на летние каникулы в родное Дубно, уже не вернулся на учебу в Академию. Осенние события «золотого сентября» помешали последующей учебе. Да и произведения этого периода бесследно исчезли в Дубно во время военных перипетий (сохранился только портрет приятеля Бруно Юстуса, который в более поздние годы всегда висел на стене прихожей Друченко). Попав под волну массовых репрессий против образованной и сознательной украинской молодежи, был мобилизован «первыми советами» в «стройбатальйон» и в числе трех тысяч юношей из Западных областей отправлен на Урал, в концентрационные «рабочие» лагеря, где находился до 1945 года.

Освободившись из ссылки и похоронив отца, в 1946 году О.Друченко переезжает во Львов, где сначала устраивается художником-декоратором в драматическом театре им. М. Заньковецкой, а с 1947 года — ассистентом-инструктором по стенной полихромии в училище декоративно-прикладного искусства. Именно здесь, в ЛДХПУ судьба и идентичные национальные убеждения сводят Олексу Друченко с одним из «ненадежных приезжих» — художником-бойчукистом Охримом Кравченко, который также в то время преподавал в училище. Но, как «носитель враждебной буржуазной идеологии», быстро был обвинен в формализме, и по требованию «борцов за советское реалистическое искусство» В.Любчика и И.Гуторова, как и ряд других художников, уволен из учебного заведения.

В последующие годы работает художником-оформителем в Львовском историческом музее, где в то время проводились значительные реконструкционно-экспозиционные работы. Здесь О. Друченко создает большие тематические панно идеологического направления, которые должны были отражать тяжелую жизнь народа в условиях «досоветского периода», — «Старая Галичина. Крестьянка боронует поле», «Кузница при панской Польше», «В ожидании работы. Безработные».

Игнорируемый официальными художественными кругами, художник не был принят в члены Союза художников, редко принимал участие в художественных акциях и тематических выставках, занимаясь живописью в свободное от основной работы время. А в летние месяцы опять, как в молодые годы, начинает выезды на пленеры в любимый Космач, с которым не будет расставаться на протяжении последующих лет.

Пейзажи Олексы Друченко, написанные с натуры, обнаруживают мастерство тонкого рисовальщика и художника-колориста, который опирается на гармоничное сочетание основных и дополнительных цветов, утонченном сопоставлении теплых и холодных тонов, ощущении колористической доминанты в композиционном решении того или иного пейзажа. Колористический цвет — золотисто-багряный, зеленовато-желтый и васильково-голубой — не только создает гармонию, но и придает произведениям соответствующее эмоциональное состояние и настроение, особенно в изображении архитектурных мотивов, таких как «Верхняя церковь в с. Космач» (1946), «Старый дом» (1959), «Перед дождем. Село Космач» (1959), «На окраинах Карпат. С.Космач» (1965), «Река в с. Дора» (1965).

Ряд произведений посвящен гуцульскому быту и праздничным событиям, где яркими желто- горячими красками переданы радостно- торжественные моменты из жизни космачан — «Парень из с. Космача» (1957), «Космачанка» (1958), «Гуцулка с вышивкой» (1965), «Гуцульская свадьба» (1968), «Гуцульская свадьба. Молодую ведут» (1968), «Гуцульская свадьба. Перед хатой» (1968).

Своеобразны натюрморты художника — экспрессивные, колористически наполненные, поданные в определенном психологическом ключе, как например «Натюрморт с колокольчиками» (1966), где цветочный мотив удачно дополнен небрежно брошенной шляпой на переднем плане, создавая ощущение, аналогичное произведениям Ван-Гога.

Свое 80-летие в 1983 году Олекса Друченко отметил тихо и скромно. В кругу жены и нескольких ближайших друзей. В том же году, 13 августа, художника не стало... Все свое творческое наследие художник завещал для Национального музея в Львове.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать