«Живая» скульптура Григора Крука

Уже не осталось в селе Братищеве на Ивано-Франковщине глинобитных хат с соломенными крышами, в одной из которых в семье мастера-гончара Якова Крука 30 октября 1911 года родился будущий скульптор. После окончания четырехклассной школы Григор поступает в деревообрабатывающую промышленную школу в Станиславе, котора имела резной, токарный и столярный отделения. По рекомендации учителя Василя Лукасевича переезжает во Львов изучать резьбу по дереву в мастерской Андрея Коверко, которому помогал в работе над иконостасом для часовни Духовной семинарии.
В 1931 году Григор Крук начинает учебу на отделении скульптуры Художественно-промышленной школы, где преподавали известные львовские профессора Нальборчик и Сташинский.
Стремление получить более серьезное художественное образование привело будущего скульптора в 1934 году в Краковскую академию искусств, где мастерскую скульптуры вел профессор Константин Лящка, который по заслуге оценил талант юноши. В то время там училось немало студентов-украинцев, создавших художественное объединение «Зарево», к которому принадлежали Михаил Черешневский, Мария Гарасовска, Мирон Билинский, к ним присоединился и Григор Крук. В 1937 году он завершил учебу в Академии с высшим отличием.
Профессор Краковского университета, писатель и искусствовед Богдан Лепкий, познакомившись с талантливым студентом, помог ему поступить в Берлинскю академию искусств, выхлопотал для него стипендию в Берлинском Украинском научном институте, познакомил с деятелями Украинского национального объединения. В 1940 г. Григор Крук закончил Берлинскую академию художеств, а учебу в мастерской профессора Арно Бреккера скульптор всегда вспоминал с большой благодарностью.
Хорошо ориентируясь в ситуации и понимая, что возвращение в «освобожденную» Галичину может завершиться арестом, скульптор остается в Берлине, активно включается в художественную жизнь и осенью 1942 года впервые принимает участие в Большой художественной выставке, где были представлены (согласно каталогу) композиции «Семья беженцев» (1938) и «Мать-беженка с ребенком» (1942).
Когда в 1945 году Берлин был оккупирован Красной армией, Григор Крук, избегая принудительной депортации органами НКВД, вместе с братом Иваном переезжает в Мюнхен, где поселяется на Элизабетштрассе, 13. Его квартира в 1950—1960-х годах стала своеобразным центром встреч культурных деятелей украинской диаспоры, а в просторной мастерской были созданы около 300 станковых скульптур в глине и бронзе, которые экспонировались на 10 персональных выставках в художественных центрах Западной Европы и США. А признание оригинального пластического искусства скульптора пришло после Парижской выставки 1954 года.
Основной тематикой творчества Григора Крука стало историческое прошлое Украины, судьба селян-беженцев и переселенцев, своеобразно трактованные фигуры женщин и детей, ностальгия по родной земле.
К сельскому жанру творчества Григора Крука можно отнести серию женских фигур — «Швея» (1946), «Стоящая женщина» (1960), «Мать с ребенком», «После работы», «Девушка» (все — 1969). Его селянки — молодые женщины и девушки с пышными формами, физически сильные и крепко сбитые. Внимание скульптора сосредоточено на моделировании округлых (временами даже до преувеличения) форм женского тела. В большинстве — это лаконичные, чувственно «роскошные» композиции, в которых из-под одежды выразительно проступают объемно-пластичные тела, как это видно из скульптуры — «Лежащая» (1967).
На протяжении эмигрантского сорокалетия Григор Крук создал ряд бюстов выдающихся деятелей украинской истории и культуры — князя Владимира Великого, королевы Анны, Ивана Мазепы, Симона Петлюры, Василя Стефаныка, Тараса Шевченко, Святослава Гординского, Владимира Янева и других. В то же время он работал над малыми скульптурными формами, много рисовал.
В последние годы жизни остался одиноким, у него была тяжелая болезнь сердца. Умер в доме для престарелых 5 декабря 1988 года. А свое творческое наследие завещал Українському Вільному Університету в Мюнхене.
Фоторепродукции предоставлены автором
Выпуск газеты №:
№189, (2013)Section
В конце «Дня»