Звезда балета и... «город искусств»
В Музее культурного наследия открылась выставка «Вид на Париж»В рамках «Французской весны в Украине» перед зрителем открылось окно в Париж — уникальная тематическая выставка из восемнадцати произведений известных украинских живописцев. Как рассказала «Дню» куратор выставки — директор музея Оксана ПИДСУХА, — открытие этого проекта приурочено к 110-й годовщине Сержа Лифаря, родившегося в Украине и снискавшего великую славу в парижском театре Гранд-Опера.
Специально для выставки известный украинский скульптор Николай Рапай создал из гипса фигуру Лифаря, словно бы выхваченную из фантастического вихря танца. «Мы знаем, что Серж Лифарь родился и вырос в Киеве, однако международная слава пришла к нему во Франции. Он по праву стал героем постоянной экспозиции Музея культурного наследия, у нас есть специальный зал, где представлены фотографии, награды и книги Лифаря, — объясняет Оксана Пидсуха. — Он — очень талантливая, сильная и яркая личность, объединившая две культуры, — французскую и украинскую, и два города — Киев и Париж».
Звезда мирового балета Серж Лифарь родился в маленьком городке Пирогове, предместье Киева (по другой версии — в Вите Литовской, поселок Чапаевка). Его первые шаги в искусстве начались с учебы в балетной секции Брониславы Нижинской, сестры известного танцора Вацлава Нижинского. В 1922 году она переехала во Францию, а затем пригласила в парижскую труппу своих лучших учеников. Благодаря тому, что Бронислава сотрудничала со знаменитым «Русским балетом» Сергея Дягилева, Лифарь быстро оказался в центре внимания. Дягилев говорил: «Он ждет собственного подходящего часа, чтобы стать новой легендой, самой прекрасной из легенд балета».
Первый успех пришел к молодому танцору уже в середине 1920-х годов, когда он стал ведущим солистом, а через несколько лет — и балетмейстером балета театра Парижской оперы. Затем его талант расцвел и в качестве основателя Парижского университета хореографии и уникального Университета танца. Для украинской диаспоры фигура Лифаря обладает особенной аурой талантливости, харизматичности, дерзости и удивительным шармом настоящей звезды мирового уровня. До конца отдававший себя власти сценического образа, Лифарь возродил репертуар французского балета. Благодаря личному магнетизму и редкой работоспособности он создал новую школу, стал основоположником стиля неоклассицизма в танце. «Я разбудил балет Парижской оперы, который был никудышным и отсталым... Французский балет — это я!»
Париж, который стал важнейшим центром для развития таланта Лифаря, не случайно известен как безусловный и неоспоримый центр всех искусств — возможно, без Парижа не было бы и Сержа Лифаря, каким мы его сейчас знаем. Организаторы выставки «Вид на Париж» стремились создать яркую и пеструю палитру парижской жизни — зрителя ошеломят романтические парижские пейзажи Владимира Колесника и гротескные сцены из французских кафе Вячеслава Брейша, прованские виноградники Петра Лебединца и несколько вариаций панорам столицы Франции — здесь и Эйфелева башня, и знаменитый Латинский квартал, и Сакре-Кер.
«Иронизирует на тему «Свободы на баррикадах» Александр Ройтбурдт, а Юрий Вакуленко «заслоняет» туристическую жемчужину Сакре-Кер знаком «Остановка запрещена», — комментирует Оксана Пидсуха. А для романтиков и идеалистов, конечно же, ближе будет иной Париж — жемчужный туман над Сеной в пейзажах Владимира Колесника и белоснежные парусники в золотых бликах на закатной глади воды в работе Алексея Аполлонова; уютный летний балкончик с видом на сотни красных крыш, уходящих далеко за горизонт, в яркой и жизнерадостной картине Елены Придуваловой; ночной тайной окутает загадочно-гротескный «Марсельский вечер» работы Вячеслава Брейша. «Вид на Париж» не случайно расположен в мансарде музея, под крышей старинного особняка, где все напоминает уютные мастерские художников парижского Монмартра.
Выставка состоялась благодаря поддержке Посольства Франции в Украине, Французского института в Украине и Международного благотворительного фонда украинской диаспоры.
Экспозиция открыта для всех желающих до 31 мая.
Фото картин предоставлены Музеем культурного наследия
Выпуск газеты №:
№75, (2015)Section
В конце «Дня»