«В Верховной Раде свой «фронт»
Народный депутат Юлий МАМЧУР — об особенностях принятых сегодня законопроектов
Во вторник народные депутаты Украины в присутствии членов Кабинета министров открыли вторую сессию Верховной Рады. На повестке дня парламента на 3 февраля были вопросы, касающиеся национальной безопасности и обороны, антикоррупционного законодательства и защиты украинского информационного пространства. Работа Рады началась с голосования за изменения в закон «Об обороне Украины» (относительно военнопленных и интернированных в особый период), «О Национальной гвардии Украины» (относительно усовершенствования организации и порядка деятельности Национальной гвардии), а также в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс Украины (относительно военных преступлений). Также народные депутаты поддержали законопроект «О военно-гражданских администрациях». О новых законодательных шагах Верховной Рады «День» пообщался с членом фракции «Блок Петра Порошенко», полковником Юлием Мамчуром:
— Господин Юлий, какие вопросы призваны решить изменения, принятые в закон «Об обороне Украины» (относительно военнопленных и интернированных в особый период)?
— В конце концов, депутаты обратили внимание на то, что у нас идет война, но военное положение не объявлено, поэтому надо, чтобы Кабинет министров определял ответственных в вопросе военнопленных и чтобы этот процесс был управляемым. До недавних пор военнопленными занимались те, кто их фактически схватил. Все наши действия должны быть урегулированы и соответствовать международному гуманитарному праву. Потому что есть люди, которые попали в плен, в том числе наши бойцы. Мы видели, как чеченцы и российские наемники позорно и недостойно вели себя с нашими военными, которые были ими схвачены. Тем более, есть яркий пример пленной Надежды Савченко и Олега Сенцова.
— Какие изменения приняли депутаты в «Закон о Национальной гвардии Украины»?
— В данном случае Президент рекомендует командующего Нацгвардии, а Верховная Рада поддерживает его кандидатуру. Кроме того, речь идет об увеличении НГУ с сегодняшних 43 тыс. до 60 тыс. Нацгвардийцев. Моя позиция проста: Национальная гвардия на время «особого периода» должна иметь тяжелое вооружение, и этот механизм Министерство внутренних дел и Минобороны уже согласовали — у них есть это оружие. Но в мирное время его не должно быть в Нацгвардии, поскольку ее функции будут совсем другие.
В начале войны Национальная гвардия сыграла очень важную роль — были организованы добровольческие подразделения, которые стали на передовую и защитили нашу страну именно в тот период, когда уничтоженные за 20 лет Вооруженные силы еще не успели организоваться. Но необходимо было более точно прописать в законе — на какой период, виды вооружения и кому они передаются. По окончании «особого периода» эта тяжелое оружие будет возвращено Вооруженным силам, а Нацгвардия будет выполнять функции охраны важных государственных объектов.
— Верховная Рада также поддержала изменения в отношении военных преступлений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс Украины. Кто теперь будет расследовать преступления военных в зоне боевых действий?
— Для расследования преступлений военных создана военная прокуратура. Однако бывают разные сложные случаи, поэтому командирам частей также предоставлено право проводить расследования.Сами командиры частей выступили с предложением предоставить им такую возможность — она была рассмотрена на комитете и поддержана в первом чтении в Раде. Поэтому пусть они пользуются этими весомыми рычагами воздействия на своих подчиненных. Но они будут проводить лишь расследования, а решения о наказании выносить только суды. Если есть факт правонарушения военнослужащего, его командир должен провести арест и направить нарушителя в следственные органы, которые проводят следственные действия. Но воюющему командиру может не хватать времени на расследования нарушений солдат. В таком случае будет действовать военная прокуратура.
— Законопроект «О военно-гражданских администрациях». Какие проблемы он должен решить?
— Военно-гражданская администрация берет на себя ответственность — управлять в местах, где отсутствует гражданская украинская власть.Из Луганской облгосадминистрации Геннадий Москаль фактически остался один решать проблемы области. Ему достаточно сложно работать, чтобы распределить бюджетные средства и навести порядок на подконтрольных Украины территориях. Введение военно-гражданских администраций позволит адекватно реагировать на угрозы, которые есть. Ведь на местах иногда не просто нет власти — многие представители власти бежали, ведь их взгляды отличались от позиции украинской власти, поэтому там некому управлять порядком, к тому же действуют разведывательно-диверсионные группы террористов. В прифронтовой зоне также необходимо ограничить передвижение и урегулировать порядок пропуска лиц.
— Существует дискуссия относительно участия комбатов — народных депутатов в АТО. Во время войны с Россией они должны заниматься законодательной деятельностью, давать пример защиты Родины?
— Никто не может запретить народным депутатам отдавать государству долг в защите его суверенитета. Некоторые из них до выборов были командирами воинских подразделений, и если они хотят дальше защищать Родину с оружием — пускай. Это их позиция, желание, выбор и пример для других. Однако в Верховной Раде тоже проходит свой фронт, и здесь надо также вести ожесточенную борьбу.