Выборы в Гуляйполе: (не)желание перемен
«За одного кандидата проголосовал, поскольку знакомый, другого - отец посоветовал, а остальных выбирал наугад», - местный житель
О Гуляйполе украинцы вспоминают редко, и то только в историческом контексте. 26 октября 1888 года здесь родился Нестор Махно, легендарный украинский анархист-повстанец. 27 октября – тоже знаменательная дата для «махновцев». В этот день в 1919 году «батька Махно» одержал крупную победу, захватив у большевиков тогдашний Екатеринослав, современный Днепропетровск. А чем же запомнится для гуляйпольцев 25 октября этого года? Местные выборы здесь прошли как на автопилоте. Все как всегда: надежды на лучшую жизнь, желание перемен, но галочки в бюллетене и дальше напротив тех же политических сил, что и раньше.
ДЕСОВЕТИЗАЦИЯ УЛИЦЫ, НО НЕ СОЗНАНИЯ
Центральная Гуляйпольская площадь. Даже после майского «ленинопада» в воздухе зашкаливает советский дух. Живет он и без «вождя», посмотреть на которого уже возможности нет. Зато можно ознакомиться с «Районной доской почета» - «Слава труду!» все-таки. Почетное место на площади отведено памятнику советским пограничникам «всех поколений». Монумент напоминает: «Рубежи родины священны и неприкосновенны». Кстати, маленький статистический факт - Гуляйполе и Донецк отделяют 144 километров пут. А что касается гуляйпольских дорог, то в состоянии они плохом. Правда, накануне выборов мэр приказал починить несколько выбоин на главной местной улице, названной в честь Тараса Шевченко.
К улицам имени Ленина, Октябрьской, 9-го января и других руки власти и ремонтников еще не дошли. Зато на них обратили внимание немногочисленные общественные активисты, среди которых Сергей Звилинский. Выпускник исторического факультета сейчас работает в сфере охраны культурного наследия в Запорожье. Тем не менее, парень пытается активно участвовать в жизни родного города. Сергей занимается продвижением Гуляйполя в социальных сетях, а недавно молодой историк присоединился к десоветизации города. Процесс переименования здешних улиц уже вышел на финишную прямую. «Улица имени Ленина, например, скоро будет называться Соборной, а улицу 3-го Интернационала переименуют в честь Нестора Махно», - отмечает парень, продолжая символическую экскурсию по районному центру.
Некоторым гуляйпольцам лень пройтись к участку в соседнем доме. Сергей - исключение. В Гуляйполе он приехал из Запорожья, чтобы проголосовать на выборах.
- У каждого свои приоритеты. Один мой знакомый не пойдет на избирательный участок, так как должен ехать на работу в Днепропетровск. Говорит: «Уже взял билет в 7:30. Какое же здесь голосования? »
- Можно ли ждать от гуляйпольской молодежи хоть какой-то активности?
- Здесь нет работы, поэтому молодежь бежит из города. Желанием возвращаться особо никто не горит. Если бы было больше молодежи, то, возможно, она активнее включалась бы в жизни города.
- А партии обращают внимание на молодых?
- Если молодежь и берут, то только ради рейтинга. На конец списка приглашают условного классного парня-баскетболиста, которого знают все девушки в районе.
- По сути, выбор Гуляйполя зависит от пожилых людей?
- Регулярно голосуют только пенсионеры, а они выбирают Советский Союз. Ноют, что политики их достали, все одни и те же постоянно. Однако все равно идут голосовать за «Оппоблок»...Сергея перебивают сигналы «девятки», которая под зажигательную российскую «попсу» на всех парах мчится по улице. На капоте что-то похожее на два больших кольца, внутри авто - молодожены.
- Вот такая сельская свадьба. Молодые, но не факт, что завтра они найдут силы пойти на участок, - смеется парень.
ГУЛЯЙПОЛЬСКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГРОМАДА
В парке у старых дубов собрались трое неравнодушных гуляйпольцев посоветоваться накануне выборов. На этом месте когда-то стояла большая пятикупольная церковь. Сгорела. А в сердцах этих трех горит огонек надежды улучшить жизнь в городе. Работают над созданием территориальной громады. «Этой идеей я заболел еще десять лет назад», - признается Алексей Власенко. Ему 63 года. Баллотируется в мэры Гуляйполя. Впрочем, главной своей задачей считает создание устава территориальной громады, которая должна стать «намордником для олигархата». «Много юридических сложностей, но не опускаем рук. Дружим с Игорем Гурняком из Львова - своеобразным патриархом движения территориальных громад, - рассуждает Алексей Петрович. - Утвердить устав можно с помощью депутатов. Если пройдут те же «синяки», будем выносить проект устава на народное собрание».
Резкий шелест опавших листьев. На велосипеде подъехала женщина. «Простите! Если бы не этот помощник, то вообще бы не успела», - переводит дух и припарковывает «двухколесного». В маленьком районном центре общественного транспорта нет, а велосипеды здесь в каждом дворе. Зовут пани - Татьяна Рябко. Ее прабабушка пекла хлеб для Махно. А она вместе с другими активистами в свое время не дала открыть карьер по добыче урановой руды близ Гуляйполя. Среди всех четырех у нее глаза горят больше всего:
- Со временем идею территориальной громады в Гуляполе поддерживают все больше людей.
- Говорить - это одно дело. А собирается сколько нас здесь? Ты, да я, да мы с тобой, - отозвался второй мужчина-активист.
- Критическая масса людей накапливается, Григорьевич, накапливается. Все со временем придет, не волнуйся, - ответил Алексей Петрович.
- Очень вы уже оптимисты! А я что-то пессимистка вообще относительно нашей борьбы, - признается четвертая активистка Юлия Тютюнник.
- Юля, для того, чтобы разрушить систему, надо создать параллельно другую систему. Они пусть свое делают, а мы рядом маленькую хатку строим. Главное – наоборот, отходить от борьбы, ведь это клинч, в котором можно и десять лет простоять. Надо заниматься строительством, - подытоживает Власенко.
Так они спорят между собой. Кто-то даже сомневается, однако дела никто не покидает. Наверное, только этот небольшой процент активных неравнодушных людей может сдвинуть Гуляйполе. Все здесь хотят перемен, но усилий для этого прилагать готовы единицы.
«ГОЛОСУЙТЕ ЗА НАШИХ, ЗА ГУЛЯЙПОЛЬЦЕВ»
Уже в пятый раз за выборами в Гуляйполе наблюдает Нестор Махно. Памятник украинскому повстанческой атаману установили в 2009-м. С каждым годом выражение лица отца Махно становится все более суровым - возможно, из-за выбора, который делают его земляки. Расположен памятник у местного культурно-спортивного комплекса «Современник». «Вам, журналистам, лучше будет пойти в «Современник». Результаты по этому участку как индикатор по району», - в один голос советовали в избирательных штабах местных партий.
Гуляйпольцы неохотно идут на контакт. Предпочитают не говорить, за кого проголосовали. «Голос почему хриплый? Потому что его отдал. За кого? За наших, за гуляйпольцев», - отшучивается дед, поправляя на шее сине-белый шарф. Другие две бабушки, сгорбившись, тихо, но в то же время активно обсуждали, почему действующий мэр не баллотировался под цветами «Оппозиционного блока». Заметив журналистов, они не жалели ни голоса, ни горла. «Конечно, проголосовали! Но не надейтесь, что скажем за кого», - загорланили старушки, гордо развернувшись. А через мгновение вернулись.
- Ну, вы ведь, наверное, услышали?
- Нет, не слышал. Вы о чем?
- За наших мы проголосовали. За оппозицию! А вы подумали, что всех поуничтожали? Нет!
- Почему же их? Какая из них «оппозиция»?
- А кого поддерживать? Думали, что один кровавый президент есть? Ну уж нет!
Такие настроения резко контрастировали с внешним видом избирательного участка. Сине-желтые ленты и сплетенные веночки на стенах. Портрет Тараса Шевченко - взгляд у Кобзаря такой же, как и у Махно. А под портретом слова: «Будьте здоровыми! Будьте богатыми! Будьте красивыми! И всегда счастливыми!». Этого и хотела своей дочери мама, которая пришла вместе с малышкой на выборы. Девочка радостно подбегает к избирательной урне - ей уже хватает роста, чтобы бросить туда бюллетень. «Так меня когда-то родители водили на выборы – теперь моя очередь. Проголосовали за кандидатов от «Солидарности» – здесь сейчас собраны все патриотические силы. У нас ведь нет ни «Самопомочи», ни «Свободы», - признается мама девочки.
На избирательном участке нет информационных стендов с биографическими данными о кандидатах. «Если у нас такого нет, то и на других участках вряд ли», - утверждает нарядно одетая председатель избирательной комиссии. Часто гуляйпольцы узнают, кто является кандидатом по их округу, только после того, как получат на руки бюллетень. Голосовать ходят в основном семьями, однако коллективных совещаний на участках не устраивают. Старшие супруги-пенсионеры - Алексей Павлович и Ксения Игнатьевна - в отличие от других соглашаются рассказать о своем выборе. «Почему за кандидатов от Ляшко проголосовали? Потому что, кроме него и «Батькивщины», больше нет оппозиционных сил. Все остальные определенным образом, но у власти. По всем партиям засланные казачки - бывшие «регионалы». Проголосовали бы за «Самопомич», но они не представлены в регионе. Не хотят, возможно, их здесь видеть», - рассказывает Алексей Павлович. Вместе с женой он признает, что надо давать дорогу молодым. Тем не менее, оба проголосовали за действующего мэра Алексея Немича. «Да, это уже будет его третья каденция. Да, он всегда подстраивался под ситуацию - охотно менял портреты президентов в кабинете. Но все остальные кандидаты так или иначе хуже», - убеждена Ксения Игнатьевна. 40 лет она проработала в колхозе - жалуется на несправедливо низкую пенсию. Но выборы, говорит, никогда не пропускала - всегда надеялась на перемены. Признается, правильный выбор делала не всегда.
На самом избирательном участке очень тепло. Очевидно, подготовились ко дню выборов. Зато в библиотеке, за дверью напротив, царит холод. Местами здесь даже протекает крыша. Шесть компьютеров время от времени переставляют туда, где им точно не повредит вода. Библиотека достаточно велика - в углу стенд памяти с фотографиями погибших в АТО героев, в частности ИЗ Гуляйпольского района. Валентина Петровна работает здесь библиотекарем уже 38 лет. Это первая и единственная запись в ее трудовой книжке. На выборы женщина пойдет после обеда: «Муж будет голосовать за Ляшко, а я еще, честно говоря, не определилась. Разве что за мэра знаю, кому отдам голос - Филипченко, потому что знаю его лично. За остальных кандидатов буду голосовать интуитивно». На интуицию обычно полагаются, когда банально не знают. Кстати, в местную библиотеку новые книги практически не завозят, нет даже подписки на журналы и газеты.
«...ОСТАЛЬНЫХ ВЫБИРАЛ НАУГАД»
Самый большой Гуляйпольский избирательный участок находится в коллегиуме «Лидер». Речь идет как о количестве избирателей, так и о размерах. Местный спортзал недавно подкрасили. Благодаря сине-белым стенам здесь, кажется, еще холоднее. Голосуют в основном за кандидатов с такими же партийным цветам.
На участках не встретить молодежи - одни пенсионеры и старше тридцати лет. Утром говорили, что «молодежь еще спит». Эти слова следует понимать не только буквально. Редкие исключения - 18-летние Ярик и Дима. Ребята голосуют впервые. На выборы они оделись соответственно – как в спортзал. Ярик окончил запорожское техучилище. Говорит, что «с поступления провтыкал», попытается уже в следующем году. Сейчас парень работает на предприятии «Мотор Сич». «За одного кандидата проголосовал, поскольку знакомый, другого - батя посоветовал, а остальных выбирал наугад» - признается Ярик. Его друг Дима работает в единственном Гуляйпольском ресторане. Голосовал тоже за знакомых. «Друзья наши не голосуют. Говорят, что все уже решено. Мол, зачем это нам тогда надо?»- рассказывает Дмитрий. К действующему мэру ребята относятся «не очень». Уверены, что ему не удастся снова победить. «Немич? Так фамилия уже обо всем говорит», - шутят ребята.
«ОППОЗИЦИОННАЯ ЖЕНЩИНА»
20:00. Избирательные участки закрыты. Контролируют подсчет голосов на участке в «Современнике» не только партийные наблюдатели, но и представители ОБСЕ. В Украину гости из Финляндии и Германии приехали впервые. Говорят, что за день посетили шесть участков - никаких нарушений не обнаружили. Но наиболее тщательно за процессом подсчета голосов наблюдает женщина в фиолетовом пуховике. «Эта Женщина от «Оппозиционного блока». Она раньше трижды председателем комиссии здесь работала», - прошептала пани рядом. Похоже, эта «оппозиционная женщина» здесь чувствовала себя полноценной хозяйкой, раздавая налево-направо советы и наставления: «Да присядьте и не подымайте бучи. Все же будет хорошо, все сойдется». «Кирилыч, слышишь, а у нас 151 голос. Больше всех. Мы побеждаем», - не скрывала гордости и радости «оппозиционная женщина» в течение всего подсчета голосов.
Эта женщина - как символ выборов в Гуляйполе. Здесь от голосования к голосованию все практически без изменений: преимущество получают политические силы под сине-белыми цветами, в очередной раз кресло городского головы отдают Немичу, а участок в «Современнике» в течение всего дня и ночи выборов контролирует «оппозиционная женщина». Еще о желании перемен к лучшему забыли упомянуть. Такой он гуляйпольский избирательный диагноз: желание жить лучше, чем «по-новому», но голосовать, как всегда, по-старому.