Вызовы 2021-го
Угроза большой войны и шантаж со стороны России, власть против «пятой колонны» и одного олигарха, 30-летие восстановления независимости Украины и COVID-19
Как для международной, так и для внутриукраинской политики, 2021 год стал вызовом. Конечно, в мире произошло много разнообразных событий политического характера, но сосредоточимся на непосредственно касающихся Украины. Прежде всего, это беспрецедентный шантаж западных стран со стороны России, которая с помощью армии и коррупции пытается навязать миру свою повестку дня в виде так называемых красных линий. Фундаментом их неоимперской конструкции и старых фобий остается Украина и Запад, потому что без нас Россия никогда не будет одной из мировых сил, ведь нет для этого элементарной гуманитарной основы. К слову, недавно как раз исполнилось 300 лет, как Московия, согласно указу Петра I, превратилась в Россию, украв у Украины название Русь. Поэтому генеральной линией для Кремля сегодня является завоевание или полное вассальное положение Украины, а Запад путинский режим стремится заставить сесть за стол переговоров, чтобы договориться о новом разделе мира.
Ради призрачных целей в этом году Москва дважды (весной и осенью) активизировала силовой рычаг, накапливая большую армаду войск вдоль украинской границы. Международный преступник, годами держащий под оккупацией территории суверенных государств и убивающий их граждан (как в Украине), стремится к разговору с сильными мира сего, потому что других рычагов влияния у него нет. Ультиматумы Путина по Украине в адрес Запада, прежде всего, США имеют много общего с тактикой Гитлера в 1938-1939 гг., который угрожал и шантажировал Европу началом войны, требуя от тогдашних лидеров уступок. И он их получал (оккупация Судетской области Чехии, аншлюс Австрии...), потому что Запад в то время руководствовался политикой умиротворения, которая лишь стимулировала нацистскую Германию начать Вторую мировую войну.
Сделаны ли выводы? Судя по тому, что в 2008 году Россия фактически оккупировала грузинские территории Абхазии и Южной Осетии, а в 2014 году украинские земли Крыма и часть Донбасса, то не очень. Последний год, правда, дает больше надежд, ведь британцы и американцы достаточно жестко реагировали и реагируют на агрессивные действия России (помогают Украине на практике), не говоря о постоянной поддержке нашей страны со стороны Польши и стран Балтии. Последние хорошо знают, что такая московская оккупация, тем более, что в этом году Москва использовала еще один инструмент из арсенала гибридных войн — руками белорусского режима Лукашенко атаковала Польшу, Литву и Латвию (членов ЕС и НАТО) с помощью искусственного миграционного кризиса. В 2021 году Москва также сильно продвинулась на пути аншлюса Беларуси через инструмент так называемого союзного государства.
Важно понимать, что российская угроза посредством военных «каруселей» у украинских границ никуда не делась, она лишь расширяет свою географию, став постоянным инструментом давления, шантажа и угроз. Но чтобы завалить дом, его нужно разрушать и снаружи, и изнутри. Поэтому Кремль в 2021 году продолжал качать ситуацию в самой Украине. «Пятая колонна» хоть и сильно ослабла после 2014-го, все равно продолжала разрушать стены дома изнутри. И тут произошло важное событие: возможно, впервые за годы независимости власть решилась нанести прямой удар по «пятой колонне» — Виктору Медведчуку (находится под домашним арестом) и кремлевским медийным рупорам в Украине (запрещены). И это было не последнее сражение. Сейчас идет серьезное противостояние Офиса Президента с самым богатым человеком Украины — Ринатом Ахметовым, который мобилизовал для борьбы с Банковой многочисленные политические и медийные ресурсы.
Олигархат, созданный в Украине при Кучме, до сих пор отравляет государственный организм. Дело даже не в фамилиях, а в наличии монополий в разных сферах жизни страны (экономической, политической, информационной...), которые не дают ей развиваться. Поэтому изменение правил игры, когда закон один для всех, является главной задачей для нынешней власти, потому что именно этот запрос общества стал основной мотивацией беспрецедентной поддержки Владимира Зеленского на 2019-м. Справляется ли действующая команда с этой задачей? Пока больше нет, чем да, ведь наличие монополий, отсутствие независимых судов, та же коррупция, контрабанда и тому подобное — это то, что съедает страну изнутри. В условиях войны — это фактически еще один фронт против государственности. А еще проблемой остается отсутствие качественной оппозиции, которая была бы реальной альтернативой, а не разнообразными потомками Кучмы, которые сменили множество партий и готовы качать ситуацию, несмотря на постоянную угрозу полномасштабного вторжения России.
В 2021 году Украина отметила 30-летие восстановления независимости. За этот период наша страна имела шансы пойти другим путем, но потеряла их. В 1994, например, мог остаться Кравчук, но при поддержке России победил Кучма. А в 1999-м народ мог избрать Марчука, но с помощью российских технологий и фальсификаций снова выиграл Кучма. В 2004-м украинцы восстали и привели к власти Ющенко, показательным результатом президентства которого стал приход к власти Януковича в 2010-м. А дальше нас ждала трагедия 2013-2014 гг., когда свое слово снова сказал народ, отдав человеческие жизни и приведя к власти Порошенко, все равно сумевший настроить против себя рекордное количество избирателей, проголосовавших за Зеленского в 2019-м. Каким будет его президентский финиш, зависит от самого Зеленского, до сих пор сохраняющего первую позицию в рейтингах, и многих других обстоятельств.
Следующий 2022 год в условиях имеющихся вызовов (одним из главных, конечно, остается COVID-19), нас ждут не меньшие испытания. А вызовы эти, если обобщить, имеют давние сформулированные корни: как писал в далеком 1954 году в статье «Москва, Маросейка» Юрий Шевелев о трех страшных врагах, мешающих украинскому возрождению: Москва, кочубеевщина и украинский провинциализм — до сих пор актуальны.
Автор
Иван Капсамун