Иеронимус Карл Фредерик барон фон Мюнхгаузен
Снятые британцем Терри Гиллиамом в 1988, «Приключения барона Мюнхгаузена» вышла в ограниченный прокат из-за того, что продюсеры тогда не поверили в успех. Поэтому прибыли фильм не принес, широко известным не стал - а зря.
Ибо этот Мюнхгаузен вызывающе отличается от образа, к которому все привыкли начиная с книг Распе и Бюргера, но практически с первых кадров обо всем доселе виденном забываешь. Воображение режиссера - бывшего участника легендарной комик-группы «Монти Пайтон» - буйствует, питаясь образцами позднеренесансной и модернистской живописи от Рафаэля до Эшера, наследием литературы, философии и точных наук, а также некими внутренними химерами самого автора и как следствие производит океанически неиссякаемый поток образов.
Приключения барона, по Гиллиаму, произошли на самом деле. Но всей истории он придает драматизм и метафизическую глубину - качества, практически отсутствующие в первоисточнике, не говоря уже о чрезвычайной, ощутимо театральной зрелищности. Собственно, приключения и начинаются как сценическое представление, однако постепенно спектакль выходит за стены разрушенного от постоянных обстрелов (ведь идет война) городского театра, захватывает не только земной мир, но и Луну, космос, далекие моря и даже подземный Аид, где царствует бог войны Вулкан. Каждый эпизод наполнен массой изысканных изобразительных подробностей, которые, так или иначе связанные с разновременными эпохами в искусстве, работают на сюжет. То есть само пространство кадра является дополнительным персонажем, говорит со зрителем.
Что касается актерских работ, то незаметных среди них, кажется, нет. Хочется отметить и Джона Невилла, который играет барона в абсолютно разных возрастных и психологических состояниях, и Робина Уильямса в роли летающей головы Короля Луны, и юную прекрасную Уму Турман - воплощение богини Венеры, от которой невозможно отвести глаз, и ее мужа Вулкана в исполнении колоритного Оливера Рида, и маленькую задиру Салли - Сару Полли, вдохновляющую барона творить новые чудеса, и свиту барона - очаровательных чудаков со сверхчеловеческими способностями, сыгранных Эриком Идлом, Чарльзом МакКеном, Уинстоном Деннисом, Джеком Парвисом.
Словом, в «Мюнхгаузене» Гиллиама есть все. Он сверхмастерски снят и сыгран, он и легкий, и глубокий, и грустный, и смешной, и яркий, и четкий по форме, понятный и взрослым, и детям. Идеальное кино.
Главное же то, что Мюнхгаузен не просто изобретательный выдумщик, искатель приключений или храбрый витязь с саблей. Финал, когда он превращается в солнечный луч, утверждает иное: Иеронимус Карл Фредерик - вольный дух фантазии, вневременный гений поэзии и искусства, неподвластный даже самой смерти, потому что она - лишь маска из его похождений.
Он обещал вернуться, и я знаю, что если действительно потребуется - вернется.
***
Приключения барона Мюнхгаузена / The Adventures of Baron Munchausen (1988, Великобритания-США-Западная Германия, 126`), режиссура: Терри Гиллиам, сценарий: Терри Гиллиам, Чарльз МакКеоун, оператор: Джузеппе Ротунно, в ролях: Джон Невилл, Сара Полли, Эрик Айдл, Джонатан Прайс, Оливер Рид, Ума Турман, Робин Уильямс, Валентина Кортезе, Стинг, производство: Columbia Pictures и Allied Filmmakers.