Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как собрать мысли воедино

или Когнитивный диссонанс по-польски. И по-украински
28 февраля, 12:29

Читаем в словаре: «Когнитивный диссонанс — внутренний психический конфликт, который возникает при столкновении в сознании индивида противоречивых знаний, идей, убеждений или поведенческих установок относительно определенного объекта или явления, при котором из существования одного элемента возникает отрицание другого». Вот такое определение.

Читатель, возможно, решит, что этот «внутренний психический конфликт» имеет отношение лишь к индивидуальным проблемам той или иной личности, и никоим образом не к процессам в политике и истории. Хорошо, тогда почитаем некоторые сообщения СМИ, касающиеся острых вопросов украинско-польских отношений.

«Высшие должностные лица Польши: глава правительства, маршал Сейма и ведущие депутаты парламента, главные деятели правящей страны партии «Право и Справедливость» в предельно резкой форме выступили против формулировки «польские концентрационные лагеря времени Второй мировой войны», указывая, что такой «национальный маркер» страшных преступлений прошлого является аморальным и недопустимым. Новый польский закон об Институте национальной памяти вводит за подобные утверждения уголовную ответственность.

И где же здесь когнитивный диссонанс, спросит читатель? Не спешите! Вот еще одна новость польских СМИ.

Президент Польши Анджей Дуда  обвинил украинских солдат и националистов (именно украинских — здесь «национальный маркер» имеется! — И.С.) в геноциде против поляков в селе Гута Пеняцкая в  1944 году, подчеркнув, однако, что поляки хотят хороших отношений с украинцами. «Преступление геноцида, совершенное здесь украинскими полицейскими и солдатами на службе  Третьего Рейха и украинскими националистами, привело к уничтожению около тысячи человек: польских жителей Гуты Пеняцкой, а также евреев и беженцев из других городов Волыни и Подолья, которых они укрывали», — подчеркнул Дуда. Следует отметить, что польские высокопоставленные лица не раз заявляли, что  виновной в этих преступлениях является, в частности, украинская (на этом акцентируется) дивизия СС «Галичина». Следует  прибавить также, что немало объективных историков наших стран подвергают эту версию сомнению.

Что является характерным для когнитивного диссонанса в политике? Двойной подход, двойная мораль: если «наш» — разведчик, если «чужой» — это шпион; если «наш» совершил военное преступление — то он никоим образом не представляет нацию; если преступление совершено соседом — то это весьма характерный для «его» нации поступок и он ярко характеризует многие явления; «национальный маркер» является здесь обязательным. Напомним слова Священного Писания: «Какой мерой вы мерите — такой будет отмеряно и вам».

Было бы неправильным не видеть заявления, поступки и позиции вполне трезвых людей, которые решительно противостоят подобной «логике». Например, бывший премьер Польши Ян Ольшевский заявил: «Степан Бандера не имел с Волынским преступлением ничего общего, ведь эта трагедия произошла тогда, когда он находился в заключении у немцев». Однако хотелось бы слышать о таких примерах чаще.

Чтобы быть действительно честным и искренним, нельзя не прибавить, что случаев печально известного «диссонанса» хватает и в заявлениях и делах также украинских политиков. Похоже, сказывается наш общий с Польшей постколониальный синдром, о котором в свое время писал философ, историк и публицист Эдвард Саид, непрочитанный до сих пор (впрочем, это тема отдельного разговора). Нам бы «собрать мысли воедино» у себя в Украине! А для начала, может, стоит прислушиваться к словам Руслана Кошулинского: «Все, кто действительно боролся за Украину в годы Второй мировой войны, не важно, в рядах какой армии, — являются нашими героями»?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать