Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Нобель и потомки

Ко дню рождения Альфреда Бернхарда Нобеля
21 октября, 19:44
Фото з відкритих джерел

Вряд ли строгий скандинавский магнат мог предвидеть все последствия своей благотворительной акции и все нюансы своей славы в будущем, когда в 1895 году основал премию за выдающиеся заслуги перед человечеством в науке и деле служения миру. Ежегодные гонки по присуждению Нобелевских премий почти всегда сопровождаются скандалами. Традиционно звучат обвинения в политизации, отступлении от «идеалов науки и прогресса», в деградации Нобелевского комитета и т.п.

Со многими критиками можно было бы согласиться, если не учитывать контекст - всю совокупность бывших и существующих работ и достижений в условиях непрерывного социального прогресса человечества. Итак, ставя под сомнение выбор Нобелевского комитета, мы также определенным образом отвергаем социальный прогресс. Это тоже возможно, но тогда зачем мы живем и работаем?

Видимо, есть смысл внимательнее присмотреться именно к контексту.

Рискну высказать мнение, что распределение наград происходит в соответствии с коммуникативной ценностью наследия лауреатов: от очевидного - насколько открытие или достижение автора соответствует запросу общества на уменьшение страданий, увеличение понимания и согласия, реализации мечты и стремления к прогрессу, насколько авторский месседж укладывается в систему научных знаний - то есть он должен быть не только неотъемлемой, а на определенном этапе и определяющей составляющей социальной и культурной системы в ее прогнозируемой динамике, к менее очевидному - созданию нового языка, с помощью которого можно поддерживать постоянную самовоспроизводящуюся систему по получению и развитию знаний и навыков.

Именно этим присуждение Нобелевской премии отличается от, например, оценки спортивных соревнований: оценивается не результат, и даже не его относительная ценность, а его значение для социокультурной эволюции человечества, для развития глобальной коммуникативной культуры, что будет способствовать прогрессу цивилизации, пониманию человечеством самого себя.

Вот, например, что произошло в этом году.

ФИЗИКА: ЯЗЫК, КОТОРЫЙ ПОРОЖДАЕТ ЗНАНИЯ

В этом году Нобелевскую премию по физике получила группа теоретиков, которые исследовали материю, находящуюся в особом состоянии, или, другими словами - в непривычных фазах. К таким состояниям относятся, в частности, сверхпроводники, супержидкости (сверхтекучие жидкости), тонкие магнитные пленки. Предметом изучения стали фазовые переходы в конденсированных состояниях вещества.

Лауреатами стали три британских физика-теоретика, работающие в университетах США Дэвид Таулес (Thouless) из Вашингтонского университета, Дункан Халдейн (Haldane) из Принстонского и Майкл Костерлиц (Kosterlitz) из Брауновского.

Поведение отдельного атома может быть более или менее корректно объяснено с помощью инструментария квантовой физики. Но коллективное поведение атомов иногда демонстрирует неожиданные свойства. Исследования лауреатов направлены именно на изучение особенностей коллективного поведения атомов в физике конденсированных сред, и поэтому они являются весомым вкладом в одну из самых заметных областей современной физики.

Исследование этих специфических явлений потребовало применения особого математического инструментария - топологии - раздела математики, направленного на анализ свойств, которые остаются неизменными при изменениях формы объектов. Исследователи выяснили, что переход от одного топологического состояния к другому всегда связан со скачком (разрывом), что связывается в физике с квантованием характеристик - они принимают не произвольные, а некоторые фиксированные значения.

С использованием этого инструментария исследователи получили новые результаты, которые открыли новые направления исследований и привели к созданию новых и важных понятий сразу в нескольких областях физики. Собственно, это и указано в формулировке Нобелевского комитета, где отмечается, что награда присуждена за «теоретические открытия топологических фазовых переходов и топологических фаз материи».

Топологический подход, использованный лауреатами, является универсальным, так он может быть использован для различных задач и изучения различных типов материалов. Он является полезным инструментом не только для описания конденсированного вещества, но и в других областях физики - например, в атомной физике или статистической механике.

Во всей этой истории интересно прежде всего то, что ученые предложили определенный язык для создания моделей - «язык топологически нетривиальных возбуждений». Пользуясь этим «языком» как инструментом можно конструировать различные «миры», описывать состояния материи, которые мы даже иногда еще наблюдаем. Но иногда эксперименты выявляют реальные вещества и среды, в которых можно наблюдать явления, описываемые модельным языком - и математическая формализация способствует созданию нового класса материалов с заданными свойствами. Так математическая игрушка, интеллектуальная игрушка приводит к конкретному материальному результату.

МЕДИЦИНА: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ УПРЯМСТВО ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ КАК МЕТОД УМЕНЬШЕНИЯ СТРАДАНИЙ

Премию по физиологии и медицине получил профессор Токийского технологического института Ёсинори Осуми (Yoshinori Ohsumi) за работы, которые позволили разобраться в механизме клеточной аутофагии - способности клетки убирать накопленный мусор, такой как испорченные биомолекулы, куски мембраных белков, непригодные органеллы. Эти работы являются логическим продолжением и качественным развитием исследований, развивающихся уже более 40 лет. В частности, в 1974 году Нобелевскую премию получил Кристиан де Дюв за открытие лизосом - компонент клетки, неких ферментных образований, которые расщепляют крупные части клеточного мусора на мелкие фрагменты и таким образом способствуют уборке мусора. Но ход процессов аутофагии не был исследован.

Объектом исследования Осуми были дрожжи. Внося мутации в различные гены дрожжей и затем провоцируя аутофагию (для этого использовался метод искусственного голодания клеток, потому что механизм самопоедания запускается также и при недостатке питательных веществ), проф. Осуми с коллегами идентифицировал 15 генов, которые контролируют клеточное самопоедание, а также его группа возобновила последовательность этапов аутофагии.

Следует отметить, что аутофагия - это один из тех базовых процессов, который запускается в ответ на стресс, это один из способов контроля состояния клетки и ее функциональности. Аутофагия не только позволяет экономить ресурсы клетки, но и бороться с преждевременным старением. Известно, что мутации в генах, управляющих процессами аутофагии, приводят к генетическим заболеваниям и нарушения в механизме самопоедания связаны с такими болезнями, как синдром Паркинсона, диабет II типа, рак и тому подобное. Соответственно, наши знания об этих процессах и возможность повлиять на них является способом предотвратить серьезные неприятности. Итак, Ёсинори Осуми получил Нобелевскую премию не только за расшифровку механизма аутофагии, но и за то, что благодаря его работам все поняли, насколько это важный процесс и насколько важно знать о нем как можно больше.

ХИМИЯ: ВОПЛОЩЕНИЕ ДЕТСКОЙ МЕЧТЫ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЛАБОРАТОРНОГО ГЕНИЯ

Согласно формулировке Нобелевского комитета, трое ученых – Жан-Пьер Саваж (Jean-Pierre Sauvage, Университет Страсбурга, Франция), Дж. Фрейзер Стоддарт (Sir J. Fraser Stoddart, Нордвест университет, США) и Бернард Л. Феринга (Bernard L . Feringa, Университет Гронингена, Нидерланды) - получили премию «за дизайн и синтез молекулярных машин». Комитетом отмечается, что развитие компьютеров наглядно продемонстрировало, что миниатюризация может приводить к технологической революции. В свою очередь, «миниатюризация машин», что стало возможным благодаря нынешним лауреатам, «предоставила химии новое измерение».

Жан-Пьер Саваж в 1983 году сделал первую молекулярную машину - «катенан» - цепочка из двух кольцеобразных молекул. Затем Фрейзер Стоддарт в 1991 году создал соединение «ротаксан» - молекулярное кольцо на тонкой молекулярной цепи. При этом он показал, что кольцо может перемещаться вдоль цепи. В числе разработок Стоддарта, основанных на «ротаксане», есть «молекулярные лифты», «молекулярные мышцы» и даже молекулярные чипы для компьютеров.

Бернард Феринга в 1999 году синтезировал лопатку молекулярного ротора, которая непрерывно вращалась на химической энергии. С помощью подобных молекулярных двигателей Феринга заставил вращаться стеклянный цилиндр, размеры которого в 10 тыс. раз превышали размеры самого «мотора». Работы Бернарда Феринги ощутимо продвинули разработку молекулярных моторов, среди которых был и создан в 2005 году «нанок ар» - «молекулярный автомобиль», который двигался под действием электрических импульсов.

По мнению большинства экспертов, сейчас молекулярные моторы находятся примерно на такой же стадии развития, как и электрические машины где-то в первой половине XIX века, когда изобретатели демонстрировали разнообразные, но вполне примитивные вращательные механизмы. Впрочем, вскоре все эти игрушки превратились в стиральные машины, вентиляторы, станки, электропоезда и другие устройства. Очевидно, и молекулярные машины обязательно найдут себе применение, например при разработке новых материалов, новых типов сенсоров или энергосберегающих систем и технологий.

Помните старый роман киевского писателя Владимира Киселева «Девочка и птицелет», после которого тысячи подростков увлекались химией и мечтали о головокружительных экспериментах и великих открытиях? Так вот там как раз об этом - превращении химической энергии в механическую, о создании тех двигателей, за которые в этом году присуждена Нобелевская премия. Об этом мечтало наше поколение, когда мы были детьми, когда мечтатели повзрослели, они смогли сделать это реальностью. Потому что утратили способность удивляться и мечтать.

ЭКОНОМИКА: АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ ГЛОБАЛЬНОГО ДИАЛОГА

Лауреатами этого года стали британский экономист Оливер Харт, профессор Гарвардского университета (США) и финский экономист Бенгт Хольмстрём, профессор Массачусетского технологического института (США). Они были награждены за обработку теории контрактов в неоклассической экономике. Неоклассическое направление предусматривает рациональность экономических агентов, широко использует теорию экономического равновесия и теорию игр. Это направление сейчас доминирует в микроэкономике. Вместе с кейнсианством (в макроэкономике) два течения составляют неоклассический синтез, базис современной экономической науки.

Теория контрактов - это один из самых новых разделов экономической теории, рассматривающий определение параметров контракта экономическими агентами в условиях асимметричной информации. Первые работы по теории контрактов появились лишь в начале 1970 годов и до сих пор отсутствуют достаточно полные учебники по этому направлению. Несмотря на это, теория контрактов заняла мощное место в современном научном мире, в учебных планах ведущих западных университетов, а из последних Нобелевских премий по экономике это уже третья, присужденная за научные работы именно в этой области.

С точки зрения теории контрактов, вся современная экономика держится на бесчисленном количестве контрактов. Никакие отношения не устанавливаются без их оформления в виде контракта. Они оформлены в виде законов, договоров, соглашений пользователя, устных договоренностей и отношений между участниками рынка. В своей работе экономисты анализируют конструкции систем контрактов, связывающих всех экономических агентов. Это отношения между акционерами и топ- енеджерами, между страховой компанией и автовладельцами, между правительством страны и государственными подрядчиками и т.д. Система контрактов является всеобъемлющей.

Разработанные Хартом и Хольмстрёмом инструменты позволяют выявить потенциальные проблемы в конструкциях формальных контрактов. Любые контрактные отношения двух сторон потенциально скрывают в себе конфликт интересов. Поэтому очень важно грамотно составлять контракты, чтобы их выполнение было выгодным для обеих сторон.

Авторы анализируют эффективность различных видов контрактов и конкретных условий, таких как выплата вознаграждений топ-менеджерам за хорошие результаты работы компании, отчисления в страховании, а также приватизацию государственных предприятий и организаций.

Оливер Харт и Бенгт Хольмстрём отдельно и независимо друг от друга заложили основы теории контрактов. Их работы позволяют глубже понять функционирование отдельных видов контрактов и таким образом оптимизировать экономические системы в реальном мире, который функционирует в условиях асимметричной информации и ненаблюдаемых действий.

МИР: ВНЕДРЕНИЕ ДИАЛОГА ЗА ПРЕДЕЛАМИ КОМПРОМИССОВ

27 сентября в городе Картахена президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос и лидер повстанцев Революционных вооруженных сил Колумбии (РВСК/ФАРК) Родриго Лондоньо Эчеверри (известный также как Тимолеон Хименес и товарищ Тимошенко) подписали соглашение о прекращении многолетнего вооруженного конфликта и обеспечении прочного и устойчивого мира. Подписи под соглашением стороны поставили специальными шариковыми ручками, изготовленными из боевых патронов. Все присутствующие на церемонии подписания соглашения о мире были одеты в белые одежды как символ мира, площадь Картахены на берегу Карибского моря, где проходила церемония, также была украшена белыми флагами. В память о погибших в ходе внутреннего конфликта была исполнена поминальная песня.

Конфликт в Колумбии идет с 1964 года, в нем принимали участие правительственные войска, повстанцы из РВСК и преступные синдикаты. Гражданская война унесла жизни по меньшей мере 220 тыс. человек, около 6 млн человек стали беженцами.

Подписанное мирное соглашение включает несколько пунктов и предусматривает разоружение повстанцев, гарантии безопасности членам бывшей ФАРК, а также усиление борьбы с преступными военизированными группировками. Кроме того, в стране должны быть созданы специальные лагеря для реинтеграции бывших революционеров в мирную жизнь.

Интересно отметить, что, в соответствии с достигнутыми договоренностями, 2 октября в Колумбии прошел референдум, необходимый для того, чтобы законодательно закрепить результаты переговоров и соглашение. По его итогам победили противники мирного соглашения: против условий мирного договора высказались 50,21% голосовавших (около 6,4 млн человек). При этом международные посредники и наблюдатели, а также местные политики все равно сохраняют надежду, что сторонам удастся сохранить перемирие и продолжить мирный процесс. В частности, Сантос, признавая свое поражение на референдуме, заявил: «Я не сдамся, до последней минуты своего президентства я буду искать мир». Он также сообщил, что соглашение о прекращении огня с РВСК продолжает действовать, несмотря на отказ колумбийцев поддержать мирные договоренности.

Собственно, именно за эти усилия, направленные на завершение гражданской войны, которая длилась более 50 лет, Нобелевская премия мира за 2016 год присуждена президенту Колумбии Хуану Мануэлю Сантосу.

Трудно предлагать мир после 50 лет войны. Хотя Сантос действительно прилагал большие миротворческие усилия, руководствуясь принципами гуманизма и с целью прекращения насилия, значительная часть рядовых колумбийцев не согласна видеть в партизанах равную сторону на переговорах. В общественном восприятии за годы противостояния члены ФАРК превратились в преступников, их репутация в обществе крайне низкая. Многие считают, что это террористическая организация, и граждане, конечно, против того, чтобы из бюджета выделялись деньги на их адаптацию в обществе. Партизаны известны тем, что занимались рэкетом, наркоторговлей, похищениями людей. Повлияет ли присуждение Нобелевской премии мира на мнение общества и будет ли способствовать таким образом мирному процессу, покажет время.

ЛИТЕРАТУРА: ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ МЕССЕДЖА КАК СПОСОБ КОММУНИКАЦИИ

Присуждение премии Бобу Дилану (кроме того, что нам уже привычно приходится выражать удивленное сочувствие пресловутому Харуки Мураками) прозрачно намекает, что в нашем многоагентной динамичной коммуникативной среде наше несколько устаревшее восприятие литературного текста, так же как и понятие литературного текста, требует значительного расширения и существенного переосмысления.

Итак, насколько бы сложными, противоречивыми и непонятными на первый взгляд ни казались отдельные явления, получившие награду Нобелевского комитета, они все более или менее укладываются в систему развития коммуникативной культуры общества. Они все отражают нашу коллективную надежду на наличие социального прогресса.

Хотел ли видеть именно такую политику сам Альфред Нобель, когда основывал свою премию - неизвестно. Но именно это лучше всего соответствует принципам нашего выживания - диалогической сущности нашей цивилизации как отражению адаптивности нашего биологического вида. В этом основы нашего выживания, здесь ресурс нашего прогресса.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать