Тарас Бульба-Боровец: у истоков УПА
Еще до появления Википедии об этом политике и военнослужащем писали все украинские справочно-энциклопедические издания. Так, Энциклопедия Украиноведения (том 1) рассказывает о нем следующее: «Боровец Тарас (1908), псевд. Бульба, общ. деятель и политик. Под польск. порабощением проводил просветительскую работу на Полесье, за что был заключен в Березе. Под больш. порабощением организовал подполье на Полесье, а с началом нем.-росс. войны Укр. Повстанческую армию "Полесская Сечь", которая успешно выступала против большевиков и под нем. оккупацией перешла в подполье, принимая в 1943 году название Укр. Нар. Рев. Армии. Подпольно-рев. и повстанческую работу проводил по плану Ген. Штаба УНР. Узник нем. концлагеря. В эмиграции организовал Укр. Нац. Гвардию (УНГ), выдает "Меч и Воля"».
Справочник по истории Украины (К., Генезис, 1993, Т.1.) подает полную, но одновременно и несколько иную по содержанию информацию: «Боровец Тарас (псевдонимы Тарас Бульба, Чуб, Гонта; 9.3.1908-15.6.1981) - украинский политический и военный деятель. Р. на Волыни. Некоторое время работал каменщиком. В годы польской оккупации Западной Украины проводил пропагандистскую работу на Полесье. В 1930 году основал организацию Украинское Национальное Возрождение. Несколько раз арестовывался польскими спецслужбами, в 1934-35 гг. был узником Березы Картузской. В 1939-41 во время большевистской оккупации продолжал работу по организации националистического подполья на Полесье и Волыни. В нач. нем-советской войны 1941-45 Б. сформировал и возглавил партизанские отделы Полесской Сечи в г. Олевске. В феврале 1942 повстанческие отряды во главе с Б. действовали в Костопольском и др. р-нах. В марте-апреле 1943 вел переговоры со штабом УПА-Север, однако предложение о вхождении его отделов в единое повстанческое движение Б. отклонил. В июле 1943 Б. переименовал возглавляемые им отряды в Украинскую Народно-Революционную армию и создал совместно с Иваном Митрингой Украинскую Национально-Демократическую Партию. 18-19.8.1943 УНРА была разоружена частями Украинской повстанческой Армии. В конце ноября 1943 (по некоторым данным - 1.12.1943) арестован гестапо в Варшаве и заключен в концлагерь Заксенхаузен. Освобожден в сентябре 1944. С 1948 жил в эмиграции в Канаде... Автор воспоминаний "Армия без державы"».
Но главное в обоих уважаемых изданиях не сказано. Дело в том, что именно Тарас Бульба-Боровец стал организатором первых отрядов украинского национального партизанско-повстанческого движения во время Второй мировой войны. Название «Украинская повстанческая армия» (или «повстанческая армия») этим отрядам в ноябре 1941-го (по другим данным, в начале 1942-го) тоже дал Бульба-Боровец. И он же первым с апреля 1942 года реализовал стратегию вооруженного сопротивления обоим тоталитарным режимам, большевистскому и нацистскому.
Этого, на мой взгляд, более чем достаточно, чтобы в День защитника Украины вспомнить этого незаурядного деятеля - при всей противоречивости некоторых из его действий и очевидно завышенной самооценке, которая нашла наглядное отражение в воспоминаниях «Армия без державы» (это определение украинского повстанческого движения тоже принадлежит Бульбе-Боровцу).
Вот фрагмент из этих воспоминаний: «В ноябре 1941 г. на очищенное от российской диверсии Полесья приходит армия нового палача Украины - Коха. Гестапо ликвидирует нашу администрацию. Приходят банды "генерал- и гебитс-комиссаров", "ландвиртов" и т.п. Команды "СД" и "СС" с места начинают поголовную "ликвидацию"жидов "коммунистов" и "националистов", то есть всех активных украинцев... Весной 1942 г. УПА начинает смелыми неожиданными наскоками малых групп безоглядно громить "героев" Коха не только на Полесье. УПА не дает гестаповцам спать спокойно на захваченных украинских пуховиках в Пинске, Мозыре, Житомире, Шепетовке, Виннице, Проскурове и Киеве одновременно... Еще зимой 1941 г. УПА заключила братство оружия со славной белорусской национальной партизанкой. Белорусы вяжутся с Прибалтикой. Сам по себе монтируется антиокупантский революционный блок порабощенных наций. Летом 1942 г. от Черного моря до Балтики начинают ежедневно лететь в воздух целые гитлеровские "комиссариаты", "ландвиртамты", железнодорожные мосты, целые эшелоны и автоколонны».
Было ли такое на самом деле? Да, было. Однако в воспоминаниях в несколько раз преувеличены масштабы настоящего явления. И белорусская национальная партизанка была тогда слишком слабой по сравнению с советской партизанкой в той же Беларуси, и говорить об антиокупантском блоке от Прибалтики до Причерноморья тоже можно было только в потенции, выдавая желаемое за действительное.
Впрочем, повторю еще раз: Тарас Бульба-Боровец, несмотря на чрезмерную амбициозность и неоднозначность некоторых своих поступков, стоял у истоков украинского национальной партизанки, у истоков УПА, хотя и видел ее отличной от того, какой она стала позже, под руководством революционной ОУН. С другой стороны, и его оппоненты бандеровцы именно, очевидно, от Бульбы-Боровца позаимствовали многое из тактики массового партизанского движения, изменив свои предыдущие установки относительно нецелесообразности развертывания такого движения без опоры на общенациональный срыв. Более того: именно Бульба-Боровец во время войны первым сумел обеспечить сотрудничество различных украинских сил - ОУН (мельниковцев), монархистов-гетманцев, группы Ивана Митринги с революционной ОУН, галицких национал-демократов, коммунистов-самостийников, представителей казаков Дона и Кубани... Лидеры ОУН (р) вменяли ему это в вину, мол, слишком эклектично выглядит повстанческий политсовет, однако в 1944 году, инициировав создание Украинской главной освободительной рады (УГОР), они тоже пошли путем объединения всех национально-освободительных сил.
В целом Тарас Бульба-Боровец (именно под этим именем он вошел в историю) был, безусловно, пламенным украинским патриотом, но при этом, так сказать, патриотом достаточно стихийным, потому что «университеты» его заключались в работе каменщика и отсидке в печально известной польской Березе Картузской. Он был так же стихийным демократом. Это имело следствием то, что поступки его как политика и военного деятеля иногда были непродуманными и опрометчивыми, за что от оппонентов он получил прозвища «самозваного атамана» и «анархиста». Другие, более образованные и дисциплинированные проводники украинских сил, оказались лучшими, чем он организаторами и боевыми командирами.
Но при всех обстоятельствах Тарас Бульба-Боровец стоит отдельного места в пантеоне борцов за свободу и упоминания в День защитника Украины.