Арсенал-мозаика
Несколько наблюдений относительно последнего «Книжкового Арсеналу»— Издательств из России в этом году нет, а писатели есть. «Спасибо за «Русские цветы зла», — говорю я москвичу Виктору Ерофееву, держа при себе мнение, что этот сборник литературоведческих текстов — лучшее, что он написал. «Да, — отвечает он, — это была сложная работа. Кстати, Чубайс мне жаловался: «Жаль, что раньше не прочитал «Русские цветы зла», а то реформы по-другому бы делал».
— Один из центральных героев «К. А.» — 2017 — прозаик Олесь Ульяненко, которого через семь лет после смерти наконец должным образом оценили. Проходят три презентации, связанные с ним. Представляют переиздание сборника повестей «Там, де Південь». Анонсируют целую гроздь фильмов: «Дикі коні» по общему сценарию Ульяненко и Владимира Тихого; «Серафіма» — экранизация одноименного романа Ульяненко (продюсеры — Юрий Минзянов, Мирослав Слабошпицкий, режиссер — Марыся Никитюк); «Наказ» — короткометражный фильм по одноименному рассказу Ульяненко (режиссер — Юрий Марушевский); документальный биографический «Олесь Ульяненко: без цензури» (режиссер — Юлия Шашкова, продюсеры — Владимир Тихий и Мирослав Слабошпицкий).
— «Бесконечное путешествие, или Энеида»: лекция Андруховича о Котляревском превращается в изысканный перформанс с психоделической анимацией на экране и звуковыми спецэффектами. Иван Котляревский, пленник школьной программы, превращается в настоящего культурного героя. Замечательно.
— В целом седьмой «Арсенал» ощутимо интеллектуальнее, нежели в прежние годы. Целый поток кинопоказов, перформансов, лекций, круглых столов, публичных дискуссий, не связанных с конкретными изданиями. Настоящий банкет идей, в который свою долю вносит и «День» подборкой исторических работ на своем стенде.
— Масса просто красивых книг. Наше книгоиздание, похоже, вышло на действительно европейский уровень.
— Масса образованных, умных, красивых людей.
— Километровые очереди стоят ежедневно на вход.
— Всего лишь книжная ярмарка. Но на самом деле это — Украина, какой она может быть.