Белорусская литература: не Алексиевич единой
![](/sites/default/files/main/blogposts/krayevyd_z_mentolovym_aromatom_00.jpg)
Что рядовой украинец знает о Беларуси? – Что-нибудь да знает. Знает, что там уже десятилетиями неизменно правит «бацька Лукашенко». И украинцы его больше всех уважают среди зарубежных политиков. По крайней мере до недавнего времени так говорила социология. Хотя сейчас, когда «бацька» показал свое диктаторское лицо, устроив в Беларуси против своих противников жесткий террор, возможно, отношение у украинцев к нему изменится.
А еще много украинцев верят в «белорусское чудо». Мол, там порядок, предприятия работают, люди живут если не богато, то нормально. Хотя это не совсем так.
А то, что белорусский язык, культура в независимой Беларуси маргинализированы, на это у нас не очень обращают внимание. Как когда-то во времена «перестройки» говорил какой-то донецкий шахтер: мол, все равно, на каком языке общаться, была бы колбаса.
Ну, если о Беларуси у рядового украинца есть определенная информация (мы соседи!), то боюсь, что о белорусской литературе (тем более - современной) он не сможет что-то сказать. В лучшем случае вспомнит, что есть такая вроде бы белорусская писательница Светлана Алексиевич - лауреат Нобелевской премии по литературе за 2015 год. Правда, пишет она на русском языке. И прохладно относится к возрождению белорусского языка и культуры. Поэтому, наверное, однозначно трактовать ее как белорусскую писательницу не приходится.
Однако, несмотря на маргинализацию белорусской культуры как в советские времена, так и во времена независимой Беларуси, все же белорусская литература на белорусском языке существует. К тому же она довольно интересная. Другое дело, что малоизвестна. Даже у себя в Беларуси.
Одним из ведущих современных белорусских писателей является Уладзимер Арлов - известный и как поэт, и как прозаик. По специальности он историк. В Беларуси у него вышло немало научно-популярных книг - "Х веков белорусской истории", "Страна Беларусь" и другие. И они были тиражными и успешными.
Арлов остается историком и в поэзии, и в своей художественной прозе. Он свободно оперирует фактами, которые может знать только специалист, интерпретируя их часто под парадоксальным углом зрения. Также в его стихах исторические реалии выступают в качестве фона для течения фабулы. И, вообще, большинство стихов Арлова - сюжетные, насыщенные действием. Историчность переплетается с современностью, сон - с явью.
Писателю принадлежит ряд художественных произведений на историческую тематику. Касаются они истории Беларуси. Арлов остается историком, даже когда описывает близкие нам времена.
Произведения Арлова фактически под запретом в Беларуси. Его не издают государственные издательства, а его книги не берут государственные магазины.
Он издается у частных издателей, небольшими тиражами и преимущественно сам продает свои книги на встречах с читателями, часто тоже устроенными нелегально.
За эссе "Независимость - это..." Арлова судили в начале 2020 года, присудив немалый денежный штраф. Он это эссе только зачитал на митинге.
Произведения Арлова переводились на украинский язык и издавались украинскими издательствами. В частности, в нынешнем году в издательстве «Старого Лева» вышел сборник его прозы под названием «Краєвид з ментоловим ароматом» (в переводе Александра Ирванца).
Открывается он повестью, которая и дала ему название. Это произведение полно мистики и предчувствия раскрытия тайны. В «Краєвиді...» почти что нет персонажей. Это повесть об идеальной женщине, за любовь к которой надо дорого заплатить.
А уже следующее произведение сборника, "Сибірська повість", написано совсем иначе. Эта повесть и следующие за ней "Полоцькі оповідання" представляют Арлова-реалиста, жесткого и правдивого. Однако при внешней жесткости писатель все же бывает очень лиричным, в частности в воспоминаниях о детстве.
Завершает сборник "Орден Білої Миші". Это остроумная история, в которой Король "небольшой по европейским размерам конституционной монархии" беседует с единственным в его королевстве Писателем. Писатель побеждает в этом поединке, а само произведение привлекает сочетанием антиутопии с опытом самого автора текста, который и дальше вынужден жить в пределах «королевства». Нетрудно догадаться, что речь идет о современной Беларусь и ее «пожизненном правителе».
Надеюсь, найдутся в Украине ценители Арлова и современной белорусской литературы, которую он представляет.