Битва титанид
Эльфрида Елинек, которой в следующем месяце исполняется 64 года — австрийская феминистка, наиболее значимая немецкоязычная писательница; последнее подтверждено вручением ей в 2004 Нобелевской премии в области литературы за «музыкальный поток голосов и противоголосов в романах и пьесах, которые с чрезвычайной языковой страстью раскрывают абсурдность клише общества и их покоряющую силу».
На украинском выходила ее проза, в том числе роман «Пианистка», по которому культовый режиссер Михаэль Ханеке снял одноименную картину с Изабель Юппер в главной роли, а вот сборник пьес пока существует в единственном переводе Александры Григоренко (издательство «Книги — XXI» , Черновцы).
В сборнике «Смерть и дева I—V. Драмы принцесс» Эльфрида Елинек выводит на сцену женщин как постоянно вытесненных в патриархальной культурной традиции. Героини — сказочные принцессы, современные иконы стиля и даже легендарные писательницы — произносят пред— и посмертные речи. Но собственный голос не дает власти над судьбой: Белоснежку расстреливает Охотник, Царевну-шиповник уничтожает своим поцелуем Принц, Розамунда выживает, но умолкает из-за коварного Фульвио, Джекки Кеннеди, страдавшая от измен мужа-президента, горько злорадствует над смертью соперницы Мэрилин Монро, легендарные литераторки Сильвия Платт и Ингеборг Бахман проводят кровавый ритуал в царстве мертвых.
Как замечает Белоснежка, «Смерть приходит всегда, и в основном — в мужском подобии». Мужчины же сосредоточены только на своей жажде власти — за счет других. Принц твердит Царевне-шиповнику: «Как хорошо, что Вы сразу поняли, что только мне обязаны своим существованием». Фульвио свирепствует: «Я тебя придумал, тебя создал. Ты должна быть моей!» Джекки обреченно констатирует: «Нужно быть тихой, но в тишине — самой громкой, чтобы вливать в других ощущения, как в больных — лекарство». Ингеборг добавляет: «Воскресать нет смысла... Когда кто-то исчезает, то он, конечно же, становится виден совсем по-особому».
Существует немало текстов, рефлексирующих о трагизме женского существования, но мало кто ставил этот вопрос настолько ультимативно и одновременно глубоко, как Елинек. «Битва титанид», которую она устраивает в этих по сути монологических пьесах, слишком давняя и слишком кровавая, и победительниц в ней нет.
Но все же Эльфрида оставляет надежду, заканчивая книгу словами «Здесь мы уже больше хотим оставаться собой».