День кино
28 декабря - Международный день кино. Да-да, за три дня до Нового года в парижском «Гран-кафе» братья Огюст и Луи Люмьер провели первый коммерческий просмотр ленты, снятой с помощью своего изобретения - устройства, совмещающего функции камеры и проектора.
Моим первым фильмом точно было не "Прибытие поезда». С чего же это началось?
Тут я припоминаю, что в детстве, в Днепре имел привилегию почти такую же, как зрители того сеанса в «Гран-кафе». У моего отца был 16-миллиметровый кинопроектор, а один из наших знакомых имел доступ к пункту проката, устроенного для военных в районе Нагорного рынка. Там выдавали на руки копии известных фильмов. Так что я смотрел кино в нашем собственном домашнем кинотеатре, на простыне, растянутой по стене. В репертуар входили выпуски мультика «Ну, погоди!», а также советский вестерн «Красные дьяволята». Последний произвел на меня большое впечатление. Особенно запомнился Махно. Пересказывая сюжет, я назвал персонажа Владимира Кучеренко «фашистский дедушка Ленин». Так я впервые предпринял попытку анализа героя в предлагаемых обстоятельствах.
А в плохоньком телевизоре вскорости случился советский «Вий», после которого я не мог спать.
Мой первый взрослый фильм - «Сталкер» в головокружительно осеннем парке Шевченко во Дворце студентов - дореволюционном бело-желтом строении с солидными дорическими колоннами на входе. Затем я путешествовал по Зоне еще не менее 10 раз в других залах, каждый раз забывая, где я и кто я.
Очарование Тарковским длилось до лета 1991-го, когда в киевском Доме кинематографистов показали «На последнем дыхании» Годара. Я был патлатым хиппи, ничего не знал о «новой волне», но такого ощущения свободы с экрана до того момента не получал.
«Мертвец» Джармуша стал первой последовательностью движущихся кадров, которую мне захотелось разобрать на винтики, чтобы посмотреть, как она работает.
Теперь счет фильмов идет на сотни, и анализировать их - моя работа. Но наслаждение никуда не исчезло.
И кажется мне, что мой день кино продолжится даже после финальных титров.