Доказанные и недоказанные теоремы Бориса Олийныка

Народе із трипільських запорогів,
Древніших за святий Єрусалим, -
Та скільки ж можна на чужих пророків
молитися, не вірячи своїм?!
Борис Олийнык
И в который раз повторяешь: отошел тот, кто был выразительным голосом эпохи.
А что же означает на самом деле «великий поэт»? В чем заключается это величие?
Точного нет у меня ответа.
Не могу ответить на несколько смежных вопросов: насколько на самом деле можно быть «великим» в условиях тоталитарного государства? Как величие сосуществует с официальным античеловечными режимом? Как понятие «величия» коррелирует с посттоталитарным обществом?
30 апреля не стало Бориса Олийныка - Дон Кихота украинской поэзии, «христианина-коммуниста» и беспощадного обличителя современного коммунизма преступного сорта.
Борис Олийнык для меня - это человек, который умел любить людей. Он поддерживал и помогал. Делал это бескорыстно и искренне. Пребывание в близком «диалоге» с советскими спецотделами и службами дало особое ощущение человечности. Страна обречена на историческую катастрофу, если не научится поддерживать тех, кто в сердцевине ее духа, гуманитарного существа, если не научится сажать за один стол всех, кто стремится утвердить ее национальную сущность.
Последний раз о Борисе Олийныке я писал в связи с его 80-летним юбилеем. Тогда газета «День» подготовила отдельную полосу в знак уважения к поэту.
После моего комментария о Борисе Ильиче получил несколько размышлений от единомышленников: мол, для чего этот елей о человеке, который... до сих пор не расстался с коммунизмом...
Борису Олийныку немало досталось за его связь с коммунистической идеологией. Но будем откровенны: действительно ли все, кто 50 (или хотя бы сколько) лет жили в условиях красной чумы, так легко и искренне осознали преступность советского коммунизма? Нет ли здесь определенного несоответствия, фальсификации, когда вчерашние апологеты одной идеи (идеологии) сегодня активно упрекают своих коллег за причастность к той системе взглядов, которую еще вчера разделяли сами?
Кто же на стороне правды... не фарисейской?
Борис Олийнык был преданным коммунистом. Но, с моей точки зрения, ни в коем случае это не коммунист ленинско-сталинского образца. «Я в той партии - единственный коммунист», - сказал Борис Олийнык после одного мероприятия. Олийнык - это коммунист, который в видении жизни отталкивался от идей Нагорной проповеди... проповеди, в которой - квинтэссенция гуманизма, квинтэссенция идей Нового завета, призывающего людей любить друг друга.
И что же плохого в идеях равенства и братства, которые предлагает Библия? Творчество Бориса Олийныка - яркое свидетельство библейско-христианского гуманизма, искреннего и наивного.
Он был ребячливым и упрямым одновременно жил в своем измерении, где человек не держит нож для других, не втыкает его в спину.
Борис Олийнык - это поэт гуманизма и человеколюбия.
Но не всегда делаешь кристально правильные поступки. Иногда жизнь заставляет садиться за один стол с теми, кто раздвоен, словно шекспировский Калибан. Большинство будет видеть в них демоническое, а вот такие, как Борис Олийнык, имели удивительную способность разглядеть что-то и не такое ужасное... Страшное иногда порождается из боли и страданий.
Он ошибался, больно, горько... но вряд ли фатально. Иногда с большим сожалением читаешь некоторые его высказывания в интервью. До сих пор не знаю, не манипулировал ли кто-то Борисом Олийныком, не подталкивал к искаженному видению действительности?
Олийнык больно чувствовал момент сегодняшнего дня и хотел сделать все, чтобы остановить войну. Но насколько это можно сделать тогда, когда приходится садиться за один стол со спецпредставителем РФ? Можно ли договориться с марионеткой? Можно ли найти общий язык со Зверем?
Бориса Олийныка обвиняли, критиковали, некоторые относились к нему слишком категорично. А вместе с тем помню, когда услышал мнение одной писательницы, что только Борис Олийнык мог бы действительно быть достойным главой Шевченковского комитета. Впоследствии так и произошло. Только время управления Комитетом стало еще одним этапом очередных ударов.
Где же истина?
Мы живем в культуре, которая имеет постколониальную и, что еще хуже, посттоталитарную природу.
Мне хочется думать, что человек, наделенный талантом, имеет особую душевную организацию. И такая душа стремится уменьшить коэффициент раздоров в мире, стремится остановить восходящую агрессию и жестокость на планете. В его ранних стихах особым образом акцентировано внимание на человеческом гуманизме, человекоцентризме, утверждении нравственных ценностей. Он воспевал мать, учительницу... хлеб. В советскую эпоху Борис Олийнык стал поэтом, который утверждал ценности человека, а не системы.
Кто же ты, поэт-политик?
Верный коммунист, сторонник идеологии «красной чумы»... а может, на самом деле - верный христианин, страдалец, поэт, который верил в воскресение человека, который стремился дать второй шанс тому, кто споткнулся.
І не всі теореми доведені,
Не дочитані всі казки.
І не вся ще земля заметена
І побілена на святки
Борис Олийнык выступил за утверждение украинского языка, был против строительства промузла в Каневе, что грозило могиле Тараса Шевченко. Как заместитель председателя правления Союза писателей и секретарь Союза писателей УССР и СССР он часто был вынужден заступаться за своих коллег (одиннадцать лет был парторгом Союза). Писатели - народ творческий, дерзкий, непослушный (настоящие, конечно). Кто-то сказал что-то критическое по отношению к советской политике, а уже завтра эта информация попадала на стол кураторам из КГБ. Те же сразу звонили к Б. Олийныку. По свидетельствам многих людей, Б. Олийнык всегда был на стороне человеческого, он никогда не «сдавал» и не предавал. Отстаивал своих. Многие писатели не скрывают, что благодарны Б. Олийныку за поддержку. Помогал он и во времена независимой Украины. Помогал на разных уровнях, а главное, его помощь была существенной, конкретной (нужно зарегистрировать писателя в Киеве, чтобы хотя бы поставить на «квартирную очередь», - он всегда был готов это сделать).
Борис Олийнык - человек большого калибра. Его взгляду на мир была чужда мелочность...
«Вблизи» я увидел Бориса Олийныка осенью 2013 года на фестивале Terra Poetica (он возглавлял оргкомитет фестиваля, а я был председателем жюри). Тогда он поддержал идею Леси Мудрак провести в Киеве международный поэтический конкурс, на котором собралось много авторов из разных стран мира. Первая встреча всех писателей проходила именно в Украинском фонде «Культура». Борис Ильич шутил, смеялся, излучал позитив. Он всегда стремился выйти за рамки условностей и ограничений. Б. Олийнык всю свою жизнь прожил с верой в то, что человек может не подчиниться системе, а быть выше нее.
Мне кажется, что именно эта особенность мышления и побуждала его иногда идти на переговоры с теми, кто вряд ли поймет чистоту устремлений поэта. Он оценивал других в соответствии с величием собственного видения человека. А порой люди, которые были рядом, - только мелочные политики, ничтожные приспособленцы, которые совсем не имели того, что имел Б. Олийнык.
Что останется на память о поэте?
Останется лирика. Настоящая поэзия, полна гуманизма и уважения к человеку. Она утверждает чувственность, витальность и искренность человеческих отношений.
Знаю, что кто-то имеет другую точку зрения. И тут только Время расставит все точки над «і». Не оправдываю, но хочу понять. Понять, чтобы иметь право еще раз процитировать несколько строк, которые являются украшением нашей литературы, как вот эти:
Вона посміхнулась,
красива і сива, як доля,
Змахнула рукою - злетіли увись рушники.
«Лишайтесь щасливі», -
і стала замисленим полем,
На цілу планету,
на всі покоління й віки.
Дмитрий Дроздовский,
член Комитета по Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко,
к.филол.н.