Есть ли жизнь после титула «Европейская Столица Культуры»?
На протяжении всего декабря 2016 года я нахожусь в венгерском городе Печ на резиденции для писателей, которая была основана еще десять лет назад в рамках подготовки к важному для города и всей страны событию — в 2010 году Печ стал Европейской Столицей Культуры. Это титул, который ежегодно получают два города на континенте: один для старых членов ЕС, один — для новых. Город-столица определяется за 5 лет до события, чтобы организаторы успели развить инфраструктуру, сформировать программу и пригласить деятелей искусств. Интересно, что в плане ЕС на 2024 год предварительно предусмотрена и возможность участия Украины, поэтому какой-то из наших городов также имеет шанс гордо называться Европейской Столицей Культуры 2024. Именно принимая во внимение эту перспективу я и решил описать свои впечатления от культурной жизни в Печи — ЕСК 2010 г., чтобы таким образом рассказать о сухом остатке после этого почетного титула.
Начну с того, что Печ — пятый по количеству населения город Венгрии (160 тысяч), то есть по украинским масштабам — это скорее городок (среди наших областных центров только Ужгород имеет меньшее количество горожан). Город имеет богатую мультикультурную историю, немало интересных памятников (среди которых и османские мечети), однако титул ЕСК дают не за достижения и расцвет в прошлых веках, а прежде всего за современную активность. То есть мало того, что в городе родился какой-нибудь известный композитор или жил гениальный всемирно известный писатель, — нужно, чтобы и сейчас календарь культурных событий был насыщенным, действовали самые разнообразные культурные институты, превращая населенный пункт в важный культурный центр для целого региона (в случае Печа говорится не только о венгерской провинции, но и о Хорватии, Сербии, Австрии). Словом, если город хочет получить титул ЕСК, то должен продемонстрировать огромную финансовую щедрость на различные культурные события и развитие инфраструктуры (как бы цинично это ни звучало, но евробюрократы, сидящие в жюри конкурса, оценивают не количество детских кружков, а бюджет филармонии, театра, библиотек, фестивалей и т. д.).
Если речь зашла о деньгах, то следует отметить, что общий бюджет на культуру Европейской Столицы Культуры Печ-2010 составил целых 138 миллионов евро! У ЕСК всегда есть две главные статьи расходов: капитальная и операционная. Под капитальной подразумевается строительство новых инфраструктурных объектов (в Печи была построена грандиозная и суперсовременная филармония-концертный зал Кодали на тысячу мест, которая стала архитектурной жемчужиной города), ремонт уже существующих институтов (почти 40 миллионов евро ушло на Музейный квартал фабрики Жолнаи, которая в XIX веке была самой популярной европейской маркой арт-посуды; теперь там музеи, галереи, мастерские мастеров хенд-мейд, коворкинги и учебные аудитории, студии для занятий детей и т. п.), на закупку фондов для библиотек, на озеленение города и создание новых культурных пространств — в парках, скверах, на маленьких площадях в отдаленных районах города, на помощь частным культуртрегерам-бизнесменам (галереи, кинотеатры), на осовременивание экспозиций музеев (а их в Пече более тридцати!). Операционные расходы — это гораздо меньшая сумма, предусмотренная на приглашение людей искусства, организацию фестивалей, гонорары за выступления и т. д. Собственно писательская резиденция — пример как раз операционных расходов, а приобретенная для этого квартира, в которой писатель живет (таких литераторов — 12 в год из разных стран) — капитальные расходы. И в 2016 году могу подтвердить — все, построенное и основанное в 2010 году, активно работает и наполняет культурную жизнь жителей Печа и туристов.
Так, в 2010 году «культурный» бюджет Печа составил 130 миллионов евро, а в 2016 году — уже только 4,8 миллиона. Поразительная разница, не правда ли? Однако нужно понимать, что большую часть средств бюджета ЕСК город получил от ЕС, венгерского правительства, спонсоров, от региона: на каждый евро города — примерно 8 евро «снаружи». Таким образом Печ смог полностью осовременить свою культурную инфраструктуру, которой горожане пользуются до сих пор, и увеличить поток туристов (частые гости здесь — австрийцы и немцы). То есть ЕСК — это долгосрочная инвестиция, которая приносит бонусы на протяжении многих лет после получения титула. В этом контексте украинским городам, имеющих потенциал стать ЕСК 2024 (а так, «на глаз», шансы есть у Львова, Одессы и — с натяжкой — у Черновцов) стоит уже начать готовиться и формировать свои заявки. Потому что, как видим, Европейская Столица Культуры — это не только почетно, но и очень выгодно.