Перейти к основному содержанию

ГF-заметки: пять самых трогательных инсталляций «Арк-сквота»

17 сентября, 14:24

Ark-squat - это четырехэтажный корпус бывшей кинокопировальной фабрики (ныне - Центр Довженко), обреченный на снос. В 1990-е здесь работала анимационная студия «Борисфен», производившая мультфильмы для всего постсоветского пространства - в частности, знаменитую «Последнюю жену Синей Бороды» (1996).

В сентябре домом завладел «Гогольфест». На две недели все четыре этажа превратились в художественное Гуляй-поле. В каждой комнате кто-то что-то делал, творил или вытворял.

Поскольку оценки в искусстве - это по определению крайне субъективное занятие, я на прощание с фестивалем решил написать не о лучших, а о наиболее трогательных, по моему мнению, инсталляциях.

«НЕ ОСТАВЛЯЯ СЛЕДОВ». Группа молодых художниц LIGHT (с англ. - «Свет» или «Легкий») на первом этаже непрерывно переоформляет отведенную им комнату, фотографируя результаты работы и вывешивая снимки на стене - таким образом можно увидеть трансформацию пространства. Последний день, завершение акции - смерть. «Легкие» с гордостью показывают подаренный им Мариной Абрамович листок с текстом о похоронах художника как последнем и самом важном перформансе в жизни умершей_го.

«АРХИТЕКТУРА СНОВИДЕНИЙ», Анна КОСТЮК: пол покрыт дерном со свежей травой. От запаха немного кружится голова. К потолку подвешены качели. На стенах может писать кто угодно и что угодно. Вспомнились Тарковский и Терренс Малик.

«ВНЕ ВРЕМЕНИ». Авторка, подписывающаяся как Крис КУЛАКОВСКАЯ, собрала в комнате старые ковры, советские зеленые креслица (сколько лет я такие не видел?), торшер с тяжелым тканевым красно-желтым абажуром, толстый сервант из тех, в которые ставили фаянсовых слоников, чешский хрусталь и «макулатурного» Дюма, настенные часы в деревянном корпусе, электрический будильник, репродукцию Шишкина «Утро в сосновом лесу» и добавила цветные фотопортреты бабушек и дедушек и страницы с записями их воспоминаний. Инсталляция посвящена фонду «Старенькі», опекающему малоимущих пожилых людей.

«ДУША». Александра ДОЦОК использовала рабочие материалы к «Последней жены Синей Бороды» - преимущественно раскадровки на отдельных листах целлулоида - на каждом таком фрагменте вручную рисовалось отдельное движение того или иного персонажа, затем их фотографировали на специальную камеру и таким образом делали мультфильм. Доцок нашла также бумажные эскизы к фильму, и, дополнив старыми фотографиями, вырезками из журналов, другими документами времени, подвесила все на прозрачных лесках в форме вихря между потолком и полом и запустила на инсталляцию проекцию «Последней жены».

«ТОЧКА СБОРКИ». Анна НАДУДА заняла на четвертом этаже комнату бывшего техника студии «Борисфен» Анатолия Бондаренко и просто устроила там музей «Бони», как его называли в студии. Сохранила все, что обнаружила: рабочий стол, шкафчики над столом, инструменты. Некоторые артефакты принесла из соседних комнат. Имело ли все это отношение к реальному Анатолию Ивановичу - по большому счету, неважно. Получился действительно маленький музей, в котором вполне гармонично сочетаются канифоль и африканская лягушка в аквариуме, куклы-роботы из советских магнитофонных кассет «Свема» и проваленный пыльный диван, сюрреалистическая картина на стене и выцветшая фотография гориллы из журнала 1970-х годов, описания безумных снов «Бони» и миниатюрный пляж, светящийся в темноте, вокруг шахматной партии, нарисованной прямо на кафельном полу. Как будто оказываешься внутри сознания вполне реального человека. Можно это назвать на кинематографический манер «Быть Анатолием Ивановичем».

Через несколько дней все это исчезнет. Не останется ничего.

Только воспоминания.

Как и всегда, впрочем.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»

На фото: кадр из мультфильма «Последняя жена Синей Бороды»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать