Перейти к основному содержанию

Кем был Зеров для Владимира Панченко?

10 июля, 11:08

В эти дни прошлого года мы еще активно созванивались со светлой памяти профессором Владимиром Панченко, говорили о путешествиях и литературе, о любимых писателях и работе. Владимир Евгеньевич, в частности, выражал сожаление, потому что коварная болезнь мешала ему читать, а столько еще оставалось непрочитанного! В этих его словах чувствуется страсть настоящего библиофага, для которого книга была основой жизни. И в этом свете кажется совсем неслучайным, что последний фундаментальный труд Владимира Панченко посвящен фигуре такого же ярого библиофага - Николая Зерова.

600-страничное исследование Панченко «Повість про Миколу Зерова» увидело свет в издательстве «Дух і Літера» в уже знаковой серии «Постаті культури». Уже из названия автор сигнализирует нам, что не стоит ожидать стандартной научной монографии, ведь он пишет повесть о том исконном, историческом значении, которое известно нам из «Повести временных лет». Итак, перед нами не просто литературный портрет или подробная биография, а кросжанровая история человека и его эпохи.

Выбрав именно такую наррационную стратегию, Владимир Панченко получает полную свободу, которая позволяет ему одновременно детально анализировать формальные и стилистические особенности лирики Николая Зерова, но также усилить рассказ речью Троцкого, тридцатью страницами переписки героя книги с литературоведом Билецким, многочисленными политологическими и публицистическими отступлениями, рассказами о собственных путешествиях-экспедициях (а Панченко в этом смысле был литературным детективом, ему хотелось побывать во всех знаковых для своих любимых писателей местах!) по следам Зерова в Златополь, в Москву и Сандармох...

Можно с уверенностью утверждать, что книга «Повість про Миколу Зерова» соединила в себе любимые сферы интересов Владимира Панченко. Кроме само собой разумеющейся – литературы, почувствуем здесь и живую заинтересованность историей, в частности периодом национально-освободительной борьбы, обстоятельствами, в которых зарождалось и формировалось украинское политическое сознание. Кроме того, в книге отчетливо ощущается Панченко-политик, народный депутат того знакового первого созыва Верховной Рады, оценки которого порой резкие, но всегда точные и патриотические.

Фигура Николая Зерова служит для автора своеобразной смотровой площадкой, с которой хорошо видно и все революции, через которые прошла Украина, и литературные дискуссии, и роль профессиональной литературной критики в разное время, и сталинские репрессии, и вечное желание российского империализма подчинить себе Украину. Поэтому не удивляйтесь, когда в книге о Зерове и неоклассиках встретим мысли и аналогии о Революции Достоинства, аннексии Крыма и войне на Донбассе. Ведь одна из задач Панченко - показать преемственность исторического процесса, его непрерывность; как Зеров вырос на античной классике, так и современная украинская литература вырастает из Зерова и нашего модернизма - вот что скрупулезно доказывает нам автор. И предостерегает: в новых формах и в новых обстоятельствах Россия снова пытается обезглавить украинский народ, лишить его элиты, дискредитировать в его глазах «интеллигенцию» и сыграть на примитивных инстинктах пролетариата. Так и есть...

Описывая критические литературоведческие работы Зерова, Владимир Панченко отмечает: «Исследователи иногда «влюбляются» в объект своего исследования; желание «защитить» тот свой объект иногда даже мешает спокойному (или критическому) взгляду на вещи». Позволю себе предположить, что нечто подобное произошло и в случае заинтересованности профессора Панченко фигурой Николая Зерова.

Ведь речь идет не просто о научном интересе, а об искренней симпатии, себя-узнавании. Оба они - харизматичные лекторы, «златоусты», любимцы студенческой молодежи, ироничные и доброжелательные, фанатичные исследователи литературы, библиофаги. Тяга к основательному и классическому образованию, восхищение классикой и традицией, а одновременно и открытость ко всему современному и модерному, отстаивание своих идеалов во времена, когда элитаризм далеко не в моде, - это то, что объединяет автора и объект его исследования в «Повісті про Миколу Зерова». И то, чего нашей культуре очень не хватает после преждевременного ухода Владимира Евгеньевича...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать