Критон, мы должны Асклепию петуха
Это были последние слова Сократа — так, как их цитирует Платон в диалоге «Федон».
Трактат описывает встречу Сократа с друзьями непосредственно перед смертью. Через считанные часы он должен выпить яд согласно приговору. Поэтому речь идет о смерти, переселении душ, загробном мире.
Последний описан очень ярко, с массой увлекательных подробностей устройства и обычаев «небесной Земли».
Диалог был очень популярен еще при жизни Платона. Не утерял свою славу и поныне. Тем более что из описания того света многое позаимствовали христиане, а учение о реинкарнации успешно пережило все катаклизмы последних 2500 лет как в Азии, так и в Европе.
Конечно, сейчас значительные части текста воспринимаются скорее как блестящие образцы философского красноречия и владения риторикой; доказательства бессмертия души (вероятность ее существования даже не обсуждается) с современной точки зрения не выдерживают критики.
Но хорошая книга со временем порождает новые смыслы и новые вопросы.
Читая «Федона», особенно учитывая эмоциональный финал с детально описанной смертью учителя, ловишь себя на мысли, что, может, красочными образами другой Земли, бездонного Тартара, четырех рек подземного царства Сократ просто утешает, успокаивает близких (хотя сам это и отрицает). Такая ложь ради спасения.
С другой стороны, себе он не стал бы врать. И еще эти последние слова.
Петуха в жертву богу врачевания Асклепию приносили после выздоровления. Получается, Сократ рассматривает жизнь как болезнь, а смерть — как исцеление.
А может, не жизнь, а страх смерти — главная хворь, которая постоянно с нами начиная с того ужасного момента в детстве, когда мы осознаем, что смертны. Выздороветь от этого страха фактически и означает стать бессмертным. Неважно, провалится твоя душа в Тартар, застрянет на берегу озера Ахерусиады, умоляя о прощении другие души, улетит желанной гостьей на пир богов или просто окажется сложной последовательностью биохимических реакций.
Страха нет — значит, нет и смерти.
Критон, мы должны Асклепию петуха.