Квота радости
Пошла уже вторая неделя, с тех пор как заработали квоты на украинскую музыку в радиоэфире, а страсти вокруг этой темы все не утихают. В моей френд-ленте люди преимущественно высказываются положительно, удивляются впервые услышанным украинским песням групп, о которых никогда не имели возможности услышать, но иногда противниками квот оказываются сами украинские музыканты. Как Святослав Вакарчук, который в своей колонке для одного русскоязычного (sic!) издания приводит сомнительные и странные аргументы против квот, и вдруг говорит «... на радиостанциях будет появляться украинская музыка, качество которой будет уступать западной, и это будет создавать комплекс неполноценности у слушателей». Не понимаю, для чего икона украинской поп-сцены включает «наивность», ведь все мы хорошо знаем, что проблемой украинских эфиров всегда была не западная музыка, а «соседняя» - из России. Низкокачественный шлак - от шансона до примитивной попсы - которым затыкали уши украинцев все эти годы. Редко можно было услышать интересную, качественную композицию из Франции, Швеции или Чехии - однако часто повторяли треки из Москвы.
И можно жаловаться на низкое качество среднего (массового) звена украинской музыки, говорить о дешевых записях и непрофессиональных музыкантах, а можно помочь им выйти на другой уровень. Ведь введение квот, кроме ура-патриотической эйфории, имеет и более важную функцию - начать строить инфраструктуру для развития украинской музыки. Моцарту гениальность была дарована с рождения, а Сальери пришлось немало попотеть, чтобы достичь хоть чего-нибудь. Так вот квоты дают возможность украинским Сальери потеть над музыкой, а не, скажем, за кассой в супермаркете. Каким образом?
Дело в том, что для достижения мастерства в любом деле нужны время, выдержка, систематичность. Если ребенок хочет выучить иностранный язык или научиться играть на музыкальном инструменте, то он должен заниматься несколько раз в неделю. Чтобы сшить одни хорошие ботинки будущий мастер должен первую сотню испортить. Чтобы пробежать марафон, нужно тренироваться каждый день в течение очень долгого времени. Так и с музыкой: чтобы сыграть хорошо, написать качественную песню, группа должна иметь репетиции, частые концерты, возможность посещать выступления других групп в столице или за рубежом, словом - учиться. А как молодая группа, которая репетирует в гараже, может иметь такую возможность, если один участник работает в вечернюю смену на заводе, другой утром преподает в школе, еще третий вообще должен на полгода уехать на заработки в какую-нибудь Германию?
А с введением квот ситуация может медленно начать меняться: песни крутят на радио, музыканты получают за это роялти, люди впервые слышат о качественной группе, ищут ее в интернете, слушают, покупают диски, приходят на концерты, приглашают на корпоративы и т. д. Шаг за шагом выступлений группа имеет все больше, зарабатывает все лучше, что позволяет музыкантам все свое время посвятить творчеству, а значит играть лучше. Так это работает.