Мыкола Хвылевой: «Вы спрашиваете, какая Европа?»
13 декабря 1893 года родился Мыкола Хвылевой (Фитилев). Тоже 13-го, только в мае 1933 года, пустил себе пулю в висок. Атмосфера травли и прямых угроз его жизни, а также картины Голодоморного уничтожения, увиденные Хвылевым во время поездки на Полтавщину, положили конец — и иллюзиям национал-коммунизму, и самой жизни ...
М. Х.: «Вы спрашиваете, какая Европа? Берите, которую хотите: прошлую или современную, буржуазную или пролетарскую, вечную или переменчивую ... ЕВРОПА — ЭТО ЕВРОПЕЙСКИЙ интеллигент в лучшем понимании этого слова. Это, если хотите, знакомый нам чернокнижник из Вюртенберга, показавший нам грандиозную цивилизацию и открывший перед нами безграничные перспективы. Это доктор Фауст, если понимать его, как пытливый человеческий дух ... Именно эта страшная сила и есть упомянутый нами тип, и есть психологическая Европа, на которую мы должны ориентироваться. Именно она выведет наше молодое искусство на большой и радостный путь к мировой цели».
М. Х.: «Украинское общество, окрепнув, не примирится со своим фактическим гегемоном — российским конкурентом. Мы должны немедленно стать на сторону молодого украинского общества, которое воплощает не только селянина, но и рабочего, и этим навсегда покончить с контрреволюционной идеей создавать в Украине российскую культуру.
Европа — это опыт многих веков. Это не та Европа, которой Шпенглер объявил «сумерки», не та, которая гниет, и к которой вся наша ненависть. Это Европа грандиозной цивилизации, Европа — Гете, Дарвина, Байрона, Ньютона, Маркса и т. п. Это и Европа, без которой не обойдутся первые фаланги азиатского ренессанса».
В письме «Тов. Кагановичу и другим членам ПБ ЦК ВКП (б)» от 26 апреля 1926 года Сталин указал на выступления Хвылевого как проявления распространения антироссийских настроений в Украине. «Требования Хвылевого о «немедленной дерусификации пролетариата» на Украине, его мнение о том, что «от русской литературы, от ее стиля украинская поэзия должна убегать как можно скорее», его заявление о том, что «идеи пролетариата нам известны и без московского искусства» его увлечение какой-то мессианской ролью украинской «молодой» интеллигенции, его смешная и немарксистская попытка оторвать культуру от политики, — все это и многое подобное в устах украинского коммуниста звучит теперь (не может не звучать!) более чем странно».
То же, что и по сей день — «не велено пущать» украинцев в Европу, «ніззя прошкувати» каким-либо другим способом, кроме как на привязи к имперской московской телеге. И в самой Европе было и есть немало сторонников такой позиции ...