Никогда не было, и вот опять
Почему большая часть новейшей украинской истории сопровождается попранием нашего кино. Еще с самого начала 1990-х, когда ликвидировали тогдашнее Госкино (оно называлось Госфильмофонд) во главе с Юрием Ильенко и на длительный период минимизировали финансирование кинематографа.
Результат известен: два пропущенных кинопоколения, остановка эволюции экранного искусства в Украине, перенасыщение национального экрана, с телевизионным включительно, российскими и американскими «кинопродуктами».
Финансировать кинематограф, как это ни парадоксально, начали при президенте Викторе Януковиче. Восстановили Госкино Украины, что стало решающим фактором. Мало-помалу киноиндустрия начала восстанавливаться. А уже во времена Петра Порошенко и нового главы Госкино Филиппа Ильенко (он сменил Екатерину Копылову) украинские фильмы не только производились, но и показывались в кинотеатрах. Скажем, в нынешнем январском репертуаре было пять (!!) полнометражных украинских фильмы, которые вызвали большой интерес зрителей
А, собственно, нынешнюю украинскую власть привело на государственный олимп именно кино - Владимир Зеленский сначала сыграл украинского президента в телесериале «Слуга народа», а потом народ проголосовал за то, чтобы он эту роль сыграл в самой жизни. И поэтому казалось, что теперь у нашего кинематограф не будет проблем, по крайней мере существенных
Ага, у нас кинематографическая служба никогда медом не казалась. На 2020 год государственное финансирование кинематографа просто заблокировано. На этой неделе киносообщество должно было выступить с официальным обращением, где констатирован стопроцентный беспорядок в системе государственного управления в сфере культуры. Начиная с того, что паспорт соответствующей бюджетной программы «Государственная поддержка кинематографии» до сих пор не выдан - не в последнюю очередь и в результате постоянной перетасовки чиновных кресел. В итоге работники Национального центра Александра Довженко уже три месяца не получают заработную плату, а перспективы продуцирования большинства проектов выглядят довольно призрачно. В том числе и те, которые должны происходить в режиме копродукции, а это уже и ставит под удар авторитет государства.
Конечно, кто-то скажет: о чем вы, какое кино, когда в Украине и мире такие проблемы? Ответ прост: проблемы приходят и уходят, а искусство вечно. Владимир Зеленский недавно на вручении Шевченковской премии процитировал Уинстона Черчилля - и во время войны надо финансировать культуру, ведь иначе за что воюем?