Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Опера как зеркало общества»

В Киеве на международной конференции побывали представители более сотни музыкальных театров мира!

Международная театральная конференция крупнейшей и самой влиятельной международной организации в области театрального музыкального искусства ассоциации OperaEuropa в этом году впервые состоялась в Киеве. На событие, которое проходило на базе Киевской оперетты и (частично) Национальной оперы приехали представители более 100 музыкальных театров из 29 стран Европы.

Предварительно проведение конференции OperaEuropa планировалось во Львове, ведь до недавнего времени лишь Львовская опера была членом этой театральной ассоциации, однако в силу ряда причин — в том числе смены руководства — ее перенесли в Киев. Основную организационную нагрузку взяла на себя столичная Оперетта. Национальная опера на один день предоставила помещение под конференцию и продемонстрировала гостям один из тех спектаклей, которым гордится — «Набукко» Джузеппе Верди. Отзывы специалистов о нем показались противоречивыми, а знаменитый украинский режиссер Андрей Жолдак, который за последние три года поставил ряд оперных премьер в западных театрах, абсолютно откровенно заявил во время одного из заседаний: «Набукко — это ужасно, провинциально и неинтересно. Мы гордимся каштанами, а должны гордиться оперой».

Вопрос театральной реформы на протяжении следующих трех лет как болезненного, но необходимого шага, подняла и Первый заместитель Министра культуры Украины Светлана Фоменко: «Сейчас мы серьезно задаемся вопросом, что делать с такими институтами как Национальная опера, которые не являются модерновыми как частные инициативы».

В определенном смысле приезд OperaEuropa в Киев — это не только ответственность, но и вызов отечественным оперным театрам по всей стране. Решая вопрос визита в Украину, организация выдвинула ряд условий проведения конференции. Одной из них было участие театральных компаний не только столицы, но и со всей Украины. «Если честно, были сомнения относительно проведения конференции в Киеве, — отметил директор ассоциации Николас Пейн. — Но я верю, что Европа шире Евросоюза».

Многие спикеры отмечали, что построение культурных мостов особенно важно в период войн, национализма и популизма. При этом важно избегать использования постановок в политическом контексте. Культурное сотрудничество должно основываться на культурной цели.

 

Основатель стипендии GaudePolonia, которая уже 14 лет предоставляет украинским деятелям искусств возможность полугодовых резиденций в Польше, бывший Министр культуры и национального наследия Польши Вальдемар Домбровский также был одним из спикеров конференции. Он подробно говорил о том, насколько важно создавать предпосылки для развития культуры, как очевидные (как, например, создание новых концертных залов), так и неочевидные: «Строить гольф-поля важно и для бизнеса, и для культуры».

Многие говорили и о преимуществах культурной дипломатии над обычной — ведь обычная «рассказывает истории», а культурная «говорит правду». «Культура — объединяющая мягкая сила, позволяющая говорить правду», — отметила Светлана Фоменко.

На нескольких отдельных заседаниях поднимался вопрос об использовании новых технологий в театре. Среди самых смелых планов — постановка Licht Штокгаузена в 2018 году в Амстердаме, где будет использована съемка на мобильные телефоны зрителей. Докладчики разделились на желающих противостоять мобильным телефонам и готовых их использовать, понимая, что опера — не музей, не храм, и следует развиваться и использовать новые технологии.

Наши театры много жалуются на сложные условия работы. Но по сравнению с тем, что пережил итальянский театр в Палермо на острове Сицилия, все они работают в условиях, приближенных к  идеальным. Из-за диктата мафии театр был закрыт на протяжении 23 лет. В 1997 году после тысячи убитых людей — журналистов, юристов и т. д. — в городе с 600 тыс. населения двери театра вновь открылись, однако он имел возможность работать только 17 дней в году. Лишь два года назад труппа перешла на полноценное функционирование — 365 дней в году. Сицилия — это еще и место притока большого количества нелегальных эмигрантов из Ливии и Сирии. Поэтому оперный театр в Палермо создал хор, сформированный из 50 детей нелегальных мигрантов. Отслеживая судьбу сирийских мигрантов, его труппа помогает добраться до Сицилии. Их даже уговорили снять свое ужасное путешествие, благодаря чему аудитория театра узнала о судьбе мигрантов не из новостей, а из уникальных видеоматериалов.

Завершало конференцию заседание с участием украинских деятелей искусств — Андрея Жолдака и Кирилла Карабица на сцене и Оксаны Лынив в зале. «Опера — это определенное зеркало общества, — отметил Карабиц. — Никто не знает украинские оперы в мире, хотя наша композиторская школа имеет большой потенциал. Есть много такого материала, который можно ставить в Украине ежедневно».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать