Перейти к основному содержанию

Перед концом света

На первый взгляд, «Закат» (венг. Napszallta, Венгрия-Франция) —костюмированная драма в декорациях почти мифологической эпохи — Европы за год до начала Первой мировой войны. В будапештский магазин дамских шляп приходит устраиваться на работу девушка по имени Ирис Лейтер (Юле Якаб). Скоро выясняется, что магазин когда-то принадлежал ее родителям, погибшим во время пожара. Нынешний владелец Оскар Бриль (звезда румынского кино Влад Иванов) отказывает Ирис. Она уже готова вернуться в Триест, откуда приехала, но вдруг выясняется, что у нее есть брат, о котором она раньше не знала.

«Запад» — вторая картина венгерского режиссера Ласло Немеша, который в 2015 сенсационно дебютировал драмой «Сын Саула» (см. мою рецензию и интервью с исполнителем главной роли «Номер 7005. Улыбка Антигоны» — «День», 31.03.16, https://day.kyiv.ua/ru/article/kultura/nomer-7005-ulybka-antigony). Тот фильм о восстании в нацистском концлагере получил Гран-при Каннского фестиваля, «Золотой глобус» и «Оскар». Успех ленты опирался на три фактора: непрерывное движение камеры (впечатляющая работа Матяша Эрдели, снимавшего, кстати, не на «цифру», а на 35-мм пленку), изображение практически живописной плотности и выдающуюся актерскую игру.

Эти составляющие Немеш сохранил и в «Закате». 35-мм камера Эрдели вновь безостановочно мчится за героиней. Движение усиливается активностью в глубине композиции: исторический антураж — костюмы, прохожие, всадники, улицы, дома, экипажи — живет собственной, достоверной жизнью; настоящий Будапешт в конце империи. Цветовая насыщенность кадра, умелое чередование вечерней или ночной темноты, ослепительного полудня, огней встревоженного города напоминают постимпрессионистическую живопись. В этой плотной визуальной среде Юли Якаб работает с почти нечеловеческой интенсивностью. Ее Ирис — серьезная, сосредоточенная, похожая на сжатую до крайности пружину, готовую распрямиться в любой момент с непредсказуемыми последствиями. Все роли, и мужские, и женские, стоят самых высоких похвал, но Якаб доводит напряжение до уровня психологического триллера. До самого финала остается остается неясным, на чьей стороне правда, кто брат Ирис — чудовище или борец за справедливость; эта неопределенность, прорывающаяся фейерверками насилия, порождает воистину предапокалиптическую атмосферу. Действительно – закат. Агония старой Европы в обрамлении интимной драмы.

Именно поэтому Немешу удалось избежать ловушек мелодраматизма и костюмной театральщины, от которых страдает исторический жанр. Проблема фильма, как ни странно — в его не-визуальной, то есть драматургической части. В «Сыне Саула» было все понятно с самого начала: узник концлагеря пытается похоронить убитого ребенка, это его бой за собственное достоинство, его сопротивление. В «Закате» Немеш настолько стремится сохранить тревожную амбивалентность во всем, что касается Ирис, что сюжет в определенный момент теряет в целостности, размывается правда героини, необходимая для ощущения завершенности всего повествования.

Но, за этим исключением, Немеш выполняет обещанное. Его кино — именно о сумерках мира, исчезнувшего в огне и крови. И о людях, которые этот мир пережили.

***

Закат / Napszallta (2018, Венгрия-Франция, 144`), режиссура: Ласло Немеш, сценарий: Ласло Немеш, Клара Ройер, Матьё Тапоньер, оператор: Матьаш Эрдей, в ролях: Юли Якоб, Влад Иванов, Марцин Чарник, производство: Венгерский национальный фильмофонд, Laokoon Film Arts.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать