Перейти к основному содержанию

Победа фактов над неуверенностью

13 октября, 17:27

«Существует некая межчеловеческая солидарность, которую не должны уничтожать сухие политические резоны».

Эта фраза могла бы послужить мотто к книге, из которой она взята — «Еще один день жизни» Рышарда Капущинского (перевод Олеся Герасима, издательство «Книги — XXI»).

Рышард Капущинский (Ryszard Kapuscinski; 4 марта 1932, Пинск — 23 января 2007, Варшава) — польский репортер, публицист, поэт и фотограф. Он издавал сборники стихов и афоризмов, но его призванием был репортаж. Рышард ездил по миру, побывал в десятках стран (в том числе в Украине в конце 1980-х). Его репортажи были настолько высокого литературного качества, что в конце концов ложились в основу книг — своего рода документальных романов.

Сюжет «Еще одного дня...» разворачивается накануне и сразу после получения Анголой независимости от Португалии в ноябре 1975. Один из немногих иностранных журналистов, оставшихся на тот момент в стране, Капущинский детально, сочувственно и не без юмора описывает процесс распада империи и рождения новой страны, формирование политической нации. Паранойя и паника колонизаторов; иностранная интервенция и внутренние распри; тотальная коррупция и экономическая катастрофа — словом, весь набор, знакомый нам до боли, присутствует и здесь, разве что с поправкой на местную специфику. Автор ездит от фронта к фронту, от города к городу, через смертельно опасные пустыни; заводит друзей, разговаривает с командирами и политиками, домохозяйками и водителями, пытается понять устройство общества, одна часть которого живет «как тысячу лет назад», а вторая рвется в будущее.

Текстуальный итог этих странствий — убедительное опровержение устоявшегося мнения о журналистике как «низком», прикладном жанре. Рышард опирается на событийный сюжет, но когда надо, ему хватает буквально нескольких штрихов, чтобы описать пейзаж истории: «Начинает светать, и стрельба медленно стихает, остается за нами. Небо становится подобным лугу, потом выглядит, как море, а потом — как равнина в снегу».

О «Еще одном дне» можно сказать многое, но лучше всего это сделал культовый британский писатель Салман Рушди: «В течение почти всей книги его изображение ужасов кажется намного важнее, чем то, что происходит «на самом деле»... завершающая — пусть и временная — победа фактов над неуверенностью доказывает, что Капущинский не является чисто «литературным» писателем, который мог бы удовлетвориться неопределенным описанием жизни как хаоса, усеянного большим количеством блестящих метафор о неизвестном. Правду, может, и трудно установить, но все же установить ее необходимо «.

И это хороший ответ на вопрос, почему «Еще один день жизни» актуален до сих пор, спустя 44 года. В мире, где «постправда» и «альтернативные факты» стали приемлемыми терминами, правда и солидарность нужны как никогда. И нужны авторы, способные эту правду говорить.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать