Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Прочь от Москвы» и украинская репертуарная политика

Наконец принят и подписан закон о коллаборационизме
21 марта, 13:50

Но война началась не 24 февраля, а, по меньшей мере, с ноября 2013 года. То, что творится почти по всей Украине, происходило на Майдане, а потом в Крыму и на Донбассе, а до того имперский реванш готовился долго и последовательно – теперь все это стало очевидным. И возникает логический вопрос об информационном, ментальном и художественном фронте. Именно фронт, потому что в условиях революции и войны – как полномасштабной, та и гибридной – любое художественное действие ставит человека по ту или другую сторону баррикады или фронта. Выбираешь демократию или тоталитаризм, Европу или Россию, потому что именно с доминированием этих систем теперь ассоциируются эти территории. И это касается как прямой коллаборации, так и гибридной. «Деньги не пахнут» – в действительности подлое и лживое выражение, ведь иногда они попахивают кровью и труппами – как в РФ, так и в Европе и Украине. Напомню, что каждый, кто получает деньги в сотрудничестве со страной-агрессором, платит налоги, которые идут на танки, грады, бомбы, пули, убийц. Те, что убивают наш народ, начиная с Небесной Сотни, ведь причастность до этого русских спецслужб уже доказана.***

       Однако еще совсем недавно украинская театральная общественность едва не восторженно восприняла приезд откровенного коллаборанта из рф Андрея Жолдака. Если искренне, его нынешние попытки откреститься «в свинячий голос» выглядят жалко. Спокойно себе работали на Россию также украинские режиссеры и драматурги Игорь Афанасьев, или Кlim (Владимир Клименко), чьи произведения тоже спокойно идут в украинских театрах. А есть еще такие очень хитро сделанные драматурги, которые участвуют и в украинских, в и зарубежных конкурсах, и в российских при поддержке Путина, немного меняя финал: в одном «наши» – это сине-желтые, а в другом – в колорадских цветах. И это не просто спонсирование убийств, такое сотрудничество еще и легитимизует преступления россиян и является плевком на могилы погибших и слезы их родных.

***

         Представляете ли вы, сколько Кремлем тратилось миллиардов на пропаганду «русского мира», а параллельно лжи о «нацистах» и порочащего всего украинского, особенно Майдана и сопротивления агрессии по всему миру? По меньшей мере, в сотню раз больше наших. И куда же шли эти наши в разы меньшие средства? Посмотрим с этой точки зрения на репертуарную политику многих театров, каким же образом они поддерживали Украину в такое трудное время? Что ставили - актуальные пьесы о Майдане и гибридной войне, переосмысление истории с украинской позиции или… занимались популяризацией «русского мира»? Вывод, с какой стороны линии разграничения оказываешься, делая тот или другой выбор, якобы очевидный. Просто посчитайте процент первых и вторых – перевесит русское/советское. И это не потому, что нет достойных современных украинских пьес от авторов, чьи произведения ставятся не только в Украине, но и во многих странах мира. Драматургическим отделом Центра Курбаса было основано два проекта-антологии актуальной украинской пьесы «Майдан. До и после» и «Лабиринт изо льда и огня» о Революции Достоинства и гибридной войне (2019). Мы рассылали предложения по всей Украине и четко увидели, кто есть кто. Да, были театры, которые поддержали: презентациями, чтениями, постановками, кстати, преимущественно в Киеве, на востоке и юге. Но сколько раз от глав государственных (!) театров слышали: «Только не о Майдане, только не о войне»! Нет, лучше засунуть головы в песок, как страусы, и ждать, что как-то пройдет, потому что «моя хата с краю». Не прошло. И правдивая украинская поговорка звучала так: «Моя хата с краю – первым врага встречаю», а вот «обрезание», похоже, сделанное теми же, кто хотел превратить украинцев в малороссов. Ведь постановки по актуальным пьесам вряд ли насчитывают хотя бы два десятка за 8 лет. А если и ставится украинское, то по большей части «безопасное». Например, хрестоматийная классика, комедии и мелодрамы, из джентльменского набора еще советских времен (да-да, сравните 70-е гг. прошлого века и нынешние, почти идентично). Из современного часто выбирают о «глупых и убогих хохлах», внедряя ту же картинку, которую активно внедряет рашистская пропаганда. Серьезная проблематика, героика, экзистенциальные конфликты? Нет-нет-нет, лучше что-то попроще, развлекательное. А «высокое и духовное» – на это есть «русский мир». Почему именно русскому и советскому отдавалось преимущество?! Почему не поддержать пьесу своих современников или сотни других, дружественных стран? Ведь это огромный выбор – тысячи пьес. Зачем этот упрямый постколониальный мазохизм, этот стокгольмский синдром? Или это «запасной аэродром» потенциальных коллаборантов на случай победы СРСР- 2.0? И этот рашизм часто за государственные средства, то есть за наши с вами налоги, украинцы.

***

       Конечно, это касается в первую очередь современных авторов, откровенных крымнашистов. Когда задавалась вопросом об этом, не раз слышала в ответ: «Ой, а мы не знали». Хотя это можно выяснить одним кликом в гугле: вводишь имя-фамилию и слово «Крым». Оппозиционные люди в РФ принципиально не едут туда и еще с 2014-го участвуют в акциях против войны. К таким авторам осталось уважение, но их очень мало. Зато большинство или лояльные молчуны, или откровенные фашисты-рашисты, например Захарий Прилепин или Юрий Клавдиев. Но у «русского мира» есть и более завуалированные методы. Выражение «Вне политики» – это тоже иезуитский пропагандистский метод Кремля. Сам факт игнорирования агрессии, перелицованный в «вне политики» является глубоко политическим. И русская классика играет здесь роль не менее иезуитскую. Нам навязывается мнение, что вот современную драму ставить не комильфо, а вот ту, которая была раньше, – пожалуйста. Погодите, а что было раньше? В советское время – оккупация, в начале ХХ и в ХІХ веке – оккупация, в прошлые века тоже. Чем они лучше за крымнашистов? Что кого-то из этих русских классиков возмущало оккупационное положение украинцев? Или других народов? Ничуть. То есть чем, если искренне, они отличаются от нынешних крымнашистов? Тем, что одни легитимизовали оккупацию части Украины, а «поперєднікі» – всей? Теперь, наконец, поняли смысл слова «оккупация», и насколько она в действительности была ужасна, унизительна и болезненна после ожесточенной борьбы? Да, был очень короткий период воли после 1991-го. Однако разве теперь мы не осознали, что эта оккупация продолжалась и тогда, как не прямая, то есть гибридная? Книгами и сериалами, в которых россияне умные и на главных ролях, а украинцы почему-то дебилы, жлобы и на второстепенных. Как и дрейфующая русификация, которую до 2014 не останавливали, а углубляли.

***

     В конечном итоге, и русскомировская классика – это тоже оккупация «лайт», ментальная, глубинная. Она возвращает нас в имперские нарративы, к имперским героям и проблемам, в тот мир, где украинцы продолжают существовать в роли постколониальных второсортных малороссов. Все эти идеологемы, например, «старшие братья» являются фашистскими, потому что навязывают неполноценность якобы «меньшему». А выражение «один народ» – это вообще синоним определения геноцида, потому что говорить о двух народах, что это один, означает убийство одного из народов – нашего или белорусского. И не стоит искать в их родословных украинских «следов», они не меняют их сознательного выбора русского языка и русской культурной парадигмы, вернее имперской, парадигмы «орды». Ведь можно быть иностранцем и патриотом Украины, а можно этническим украинцем и убивать свой народ, служить его врагам. Это сознательный выбор человека.

***

     А теперь посмотрите на этот парад-алле «толстоевских» в репертуарной политике театров перед войной, как начал называть народ эту русскомировскую тенденцию. И среди лидеров пропагандистов «русского мира» не только и не столько театры русской драмы. Некоторые из них, например бывший Днепровский, а в настоящее время Драмиком, Мариупольский или Николаевский, наоборот, начали активно ставить современную украинскую драму, включительно с пьесами о Майдане и войне. Зато среди лидеров постановок русских/советских авторов, например, Киевские Молодой или городской театр кукол. И даже Национальный Ивано-Франковский считал «нормальным» ставить рашиста-крымнашиста Гладилина, а «актуальной поддержкой» Украины накануне вторжения стала постановка… Достоевского. Кстати, о Достоевском, Пушкине и дальше по списку. Тем наивным людям, которые считают, что это все «выше политики» и не имеет отношения к тому ужасу, который творится в настоящее время в Украине, приведу некоторые цитаты. Пишу это как человек, который еще в детстве перечел этих авторов почти полностью. Например, о «Тварь дрожащей, или праве имею» из «Преступления и наказания» – оппозиции раба и убийцы, которая так кардинально отличается от лозунга украинского, а до того французской и американской революций «Свобода, или смерть». Как и об уникальной «избранности» россиян и еще немало высказываний нынешнего рашизма. Вспомните о трактовке Мазепы у Пушкина, или о «слитии славянских ручьев в русском море» – не то самый ли это же нынешний путинский «адиннарод», что означает убийство нашего? Или об этом противостоянии с коллективным Западом: «Иль русского царя уже бессильно слово? Иль нам с Европой спорит ново? Иль русский от побед уже отвык? Иль мало нас?» Ничего не напоминает? Не нарратив ли это убийственного имперского фашизма? И завершу цитирование знаменитым текстом Лермонтова, уникального поэта, убитого в 26 лет во время очередной военной компании империи: «Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ». Что изменилось с тех времен? Только тотальность оружия и масштабы уничтожения. Сущность и отношение к порабощенным народам, а особенно к нам – нет. Почему особенно к нам – понятно: и из-за нашего стремления к воле, и из-за того, что именно у нас они украли название, историю и церковь.

***

     И может хоть в разгар нашего геноцида к некоторым деятелям театра, наконец, дойдет, кому они служили, на чьей стороне воевали, и почему «приближали, как могли» нынешнюю катастрофу. Однако уже никто не забудет, кто был, с какой стороны фронта во время гибридной войны. И не стоит забывать, что среди целей врага – и «денацификация», и язык, и музеи, и кинотеатры, и театры, которые он разрушает. Как и Майдан, который и стал тем основным стержнем, который спасает нашу страну сегодня. То есть наш народ, наша культура, наш язык, наши ценности – все это является мишенями российских фашистов. И все это мы должны беречь и должны были защищать и раньше, потому что все это и есть вопрос нашего выживания физического и ментального, которые являются неотделимым комплексом.

***

      И в завершение стоит вспомнить о знаменитых лозунгах украинских модернистов «Даёшь Европу» и «Прочь от Москвы», которые были и так мега-актуальны. Мыкола Хвылевой писал о русской литературе, что «мы органично не можем на ней воспитываться»… «бо вона «тяжить над нами, як господар становища, який привчав нашу психіку до рабського наслідування. А мистецтво не може наслідувати, бо це була б його смерть». Правдивость этих слов и глубинное значение понимаем сейчас как никогда. Пока не избавимся от имперского фашизма – «Прочь от Москвы» лет на 50-100 – это единственный способ не только нашей свободы, но и выживания. Как и актуально «даёшь Европу», которая нам помогает, а не «братья-убийцы». Самое время, наконец, избавиться от этих малороссийских постколониальных комплексов навсегда.

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать