Перейти к основному содержанию

Стальная нежность большой души

(25 февраля -149 лет со дня рождения Леси Украинки)
25 февраля, 12:40

Леся Украинка – одна из немногих наших действительно великих писателей, женщина-интеллектуал и женщина-стоик. Она не знала прижизненной славы. Часто не было даже элементарного понимания.

Болезни не понимали пределы выдержки ее духа, раздвигая эти пределы еще и еще.

Актеры (даже Мария Заньковецкая) и зрители, воспитанные народнической традицией, не всегда понимали ее пьесы, начиная от «Блакитної троянди».

Известные в то время литературные критики снисходительно шептали в ее ухо:

- Госпожа Косач, вы же талантливая… Всё понимаем, только зачем на украинском?

Ее книги читали немного украинцев, а еще меньше понимали высоту ее таланта. Леся горячо спорила со многими писателями того времени, в частности с Иваном Франко.

Ее бескомпромиссные высказывания о тогдашней украинской литературе истребляли муругий национальный провинциализм. Кажется, что непонимание, недооценка, неверие в талант всегда окружали ее. Тогдашняя колонизированная Украины была совершенно не готова к появлению великой писательницы. Стыд за это несоответствие, непонимание приходится списывать на колонизацию....

Леся Украинка боролась с болезнями, фактически страдая физическим увечьем значительную часть жизни.

К ней ревниво относилась ее мать - Елена Петровна, эта украинская «железная Пани». Леся была продолжением высокообразованного, деликатного и вместе с тем несокрушимого в своих убеждениях отца. Была не разлей вода со старшим братом Михаилом.

 Незадолго до своего двадцатилетия написала учебник по истории для своих сестер. Нежно любила своего дядю Михаила Драгоманова, который неоднозначно влиял на тогдашнюю общественную и культурную жизнь Украины.

Любовь к Сергею Мержинскому открыла молодой писательнице правду о трагизме любви, о ее тяжелой, а то и демонической стороне. Ее нежная дружба, а затем бракосочетание (против которого была ее мать) с фольклористом и юристом Климентием Квиткой добавили тепла в ее жизнь.

Ее стихи и поэмы несли мощный энергетический заряд, который мало сочетался с национальным инфантилизмом и леностью, примитивной беспечностью и скрытым отвращением к интеллектуализму.

Однако больше всего раскрылся талант Леси Украинки в пьесах. Уже «Блакитна троянда» значительно расширяла тематическую палитру украинской драмы, уверенно покидая узкие бытовые и этнографические границы. Каждая из пьес писательницы была новой вехой в осмыслении национальной души, независимо от того, где происходили события.

Ее «Бояриня» открывала не только мерзость украинского компромисса с Москвой, но и разительное отличие украинского и российского мировосприятия.

Ее «Кассандра» до сих пор учит нас, что иллюзии миролюбивого примирения с врагом стоят рек крови...

Ее «Оргія» -это рыцарская песня, где одинокий художник, ценой публичного самоубийства, не идет на культурные компромиссы с врагом, понимая, что это будет означать лишь обесценивание и вырождение его таланта и души.

И в итоге ее «Лісова пісня», этот гимн любви, эта феерия столкновения разнобежных жизненных сил, это предупреждение, потому что Тот, кто в скале сидит, сила застоя и воли к смерти, тоже вечно присутствует возле каждого из нас. «Лісова пісня» высветила факелом тайны, пропасти и вершины национальной души.

После простуды в детском возрасте борьба с болезнями, которая продолжалась - без передышки! - всю жизнь Леси Украинки, начала ослабевать.... В 1913-м году она умирает. Была непонятной и странной для многих при жизни. Ее произведения прижизненно любили не так уж и много людей. Потому что великий писатель относительно прижизненного количества читателей всегда отстает от модного или популярного писателя.

Изящная светловолосая Лариса Косач могла бы стать украшением любой литературы. Но Промысел захотел, чтобы она отдала свой талант украинству.

Судьба отмеряла ее 42 года земной жизни, чтобы потом Лариса Косач/Леся Украинка могла спокойно и радостно войти в пантеон бессмертных.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать