Царство свободы приобретается также сильным принуждением самого себя.
Михаил Грушевский, украинский историк, общественный и политический деятель

Тот, кто отказывался от славы

(28 января - 100 лет со дня смерти Панаса Мирного)
28 января, 2020 - 13:23

Не секрет, что писатели обычно неравнодушны к литературной славе. По крайней мере к популяризации своего имени. В этом нет ничего удивительного, ведь литературные произведения, которые бы влияли на умы (сейчас, в наше время интернетной диктатуры, литература вытесняется на задворки, а украинская литература в Украине и подавно) пишут в основном честолюбцы. Других нет.

Однако бывают писатели со сдержанным, каким-то монашеским отношением к собственной персоне. Есть разные на то причины, но у них нет так называемой гордости исполнителя. К такой редкой литературной когорте принадлежал и классик украинской литературы Панас Мирный/Рудченко (1849-1920 гг.).

Он родился в многодетной семье. Все жизнь проработал на различных чиновничьих должностях. Сначала, молодым, работал в Гадяче, Миргороде, потом в Полтаве, где наконец дослужился до чина действительного статского советника. Работал, тщательно и самоотверженно, ненавидя не только мертвенный уклад жизни провинциальных городков, но и свою работу.

Уже будучи под сорок, женился на учительнице музыки, Александре Шейдеман, гораздо моложе его. Александра рожает ему трех сыновей Виктора, Михаила и Леонида! Кажется, что Мойры наконец послали уже не юному мужчине семейную идиллию, превратив его прежнюю холостяцкую пустоту в жилище Филимона и Бевкиды, идеальных античных супругов.

На самом деле все было едва ли не наоборот... Жена имела нервные расстройства, которые выливались в истерики, часто неконтролируемые. Лечилась. Можете представить, в каких условиях приходилось Афанасию Рудченко (его настоящая фамилия) писать? Наверное, были и периоды просветления, ведь у истеричек колебания настроения связано с демонстративностью, так называемой «сценой», театром любых, даже случайных зрителей. По большому счету, в этом, не слишком счастливой семьи, не было виновных.

Всю жизнь он боролся за расцвет украинского языка. О том, что Панас Мирный и чиновник довольно высокого ранга Афанасий Яковлевич Рудченко - одно и то же лицо, знало не так много людей. Панас Мирный - вполне искренне! без примесей кокетства! - считал, что литературная слава не нужна писателю, а его произведения должны прокладывать путь к человеческим сердцам гораздо быстрее писательского имени... (Допускаю, что это была особенно сильная форма страха популярности, например, бывает сильный страх публичных выступлений, за которым скрыто большое желание публичных выступлений и разговоров...).

Писал свои произведения по ночам, никем не поддерживаемый, вместо отдыха от опостылевших чиновничьих обязанностей... Но это уже было не обязанностью, а священнодействием, радостным состоянием большого сердца, душевным отдыхом, который, несмотря на подъем, дополнительно изнурял. Ведь никто по-настоящему не может измерить писательские энергозатраты, и еще в неблагоприятных условиях.

Его романы стали фундаментом классики украинской литературы. Но на самом деле мы глубоко чувствуем его «Пропащую силу» (наиболее удачное название романа), которую позже, из цензурных соображений, было заменено на «Разве ревут волы, когда ясла полные?». Понимаем ли мы природу психики Чипки Варениченко, который не слишком любил свою несчастную мать и выкалывал «бозе» глаза на иконе еще в дошкольном возрасте? Осознаем, что здесь речь идет не о том, что он лучше Гриши (помните эти обидные школьные сравнительные характеристики?), а о глубокой детской травме Чипки, которая породила постоянную скуку, душевную неприкаянность и пустоту, которую не могла заполнить даже преданность жены и высокие должности? Кто виноват в том, что Чипка заканчивает свою свободную жизнь душегубством невинных?

Прочитываем ли мы в его романе «Проститутка» высокое христианское человеколюбие, с которым автор романа выписывает преимущественно печальные зигзаги судьбы своей героини Христи Притыки? Любя людей и мир, горячо стремясь к счастью, Христя в конце концов возвращается, до предела несчастная, всеми покинутая, в свое родное село умирать от последней стадии сифилитического распада тела...

В противоположность нашему скромному классику Панасу Мирному, его современник, французский писатель Эмиль Золя был прижизненно популярным и читаемых тогдашним писателем. В своем романе «Нана» холодно и бесстрастно изображал все взлеты и падения своей главной героини, проститутки и одновременно роковой женщины, в которую влюблялось немало мужчин из высоких общественных слоев Парижа, и которая в конечном итоге, как и Христина, умирает от венерических болезней и отчаяния в дешевом парижском отеле...

На фронте первой мировой войны, под Ровно, в 1915-м году погибает старший сын Виктор, в котором отец видел большой литературный талант. Затем погибает младший сын Леонид... Кровавая пустота, которую невозможно заполнить, начинает тотально поглощать пожилого печального человека.

Панас Мирный умер, ходя до конца на службу, уже контролируемую Советами. Его жена, с которой познал и любовь, и большое разочарование, что смиренно носил в себе, только услышала грохот от падения исхудалого и измученного болезненными душевными терзаниями старческого тела...

Незримая богиня славы и почета уже беспрепятственно надевала на холодную голову чиновника высокого ранга по долгу и большого писателя по велению сердца и судьбы лавровый венок. Навсегда.

Новини партнерів


НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ