Заметки о кино и ураганах
Берлин, 16 февраля
определенные взрослые моменты, по содержанию это неприхотливая сказка для младшего и среднего школьного возраста.
Единственное, чем вызывает уважение фильм Андерсона - колоссальная работа, вложенная в кукол и в декорации. Бросается в глаза колоссальная ручная работа, подкупают тщательно выполненные детали - вплоть до клопов, бегающих по собачьей шерсти. Увы, режиссер до уровня кукольников и декораторов (среди которых была и наша землячка Илона Вовчик – см. интервью с ней в «Дне») не дотянул.
Самое забавное, что местность под названием Остров собак в Японии действительно есть. Однако там нет ни одной собаки. А вот островков, почти полностью заселенных котами - аж 11 штук; на одном из них даже есть синтоистский храм, посвященный котам. Так что выдумка - выдумкой, но реальные победители совершенно другие.
После громкого открытия начались будни. Психологическая драма "Наследница" (Парагвай-Уругвай-Германия-Бразилия, режиссер - Марчелло Мартинесси) - о пожилой лесбиянке, которая, живя в унаследованном от отца жоме, понемногу распродает обставновку и параллельно переживает личный кризис. Фильм сделан на полутонах, без крутых поворотов, с приглушенной актерской игрой. Действие настолько замедленно, актрисы (почти все пространство истории заполнено женскими персонажами) настолько сдержанны, что иногда кажется, что на экране вообще ничего не происходит. Но каким-то чудом в конце режиссеру удается вывести сюжет на приличную финишную прямую: героиня таки вырывается из убойной рутины. Мораль очевидна: никогда не поздно начинать жизнь сначала.
Несколько озадачила моих коллег-критиков "Барышня" братьев Давида и Натана Зелльнеров (США). Если коротко, то это типичный вестерн, вывернутый наизнанку. То есть здесь есть суровые мужчины с оружием, красивая барышня (тоже с оружием), стрельба, взрывы, лошади, индейцы. Но все представлено очень иронично. Иногда даже с весьма брутальным юмором. Иногда даже с точным. Мужчины изображены как сборище болванов и мошенников, а центром искренности и здравого смысла возникает героиня (хорошая работа Мии Васиковской). Логично, что вместо того, бы стать призом для какого-нибудь рыцаря на гнедой кобыле, она сама отвоевывает свою судьбу и волю. По-моему, это вполне фестивальный продукт: деконструкция традиционного жанра, феминистские мотивы, трезвый взгляд на устоявшиеся романтические мифы. В конце концов, слово "фестиваль" означает "праздник" - так почему бы не повеселиться?
В параллельные секции фестивальному бегуну заглядывать приходится редко. Имена здесь в основном малоизвестные, процент неудачных работ выше. Но иногда попадаются любопытные вещи - хотя бы учитывая содержание. Вот такой была документальная лента из конкурса "Панорама" (в нем же покажут дебют нашей Марыси Никитюк) "Когда придет война" (Ян Геберта, Чехия-Хорватия). Автор 3 года снимал развитие ультраправого милитаризованного движения "Словацкие рекруты" - от группы маргиналов, получивших подготовку в России у донских казаков до активной и влиятельной группировки, с которой вынуждены считаться статусные политики. Главный герой по имени Петер в начале - вполне приятный, сообразительный, образованный молодой человек, который чувствует в себе способности лидера для своего поколения. А потом с каждым новым эпизодом наблюдаем, как этот Петер матереет и грубеет, постепенно вырастая в некоего мини-фюрера. Со всеми совокупными признакам вроде георгиевских лент, ненависти к мигрантам и людям с небелым цветом кожи, чествования нацистских преступников, лжи журналистам, борьбы "против войны" с Россией, дружественных визитов "Ночных волков", плохо скрытой зависти к Сталину и т. п. Геберт не дает никаких оценок, оставляет выводы нам - и не надо быть гением проницательности, чтобы увидеть, что с такой опорой у Путина в Европе – никаких шансов.
Итак, третий день Берлинале. Выдающихся событий пока не зафиксировано. Скучать тоже не приходится. Целая неделя, наполненная кинемаографом до краев, еще впереди.