Перейти к основному содержанию

Жить стихами, умереть молодым

5 октября - 111 лет со дня рождения Б.-И. Антонича
05 октября, 11:43

Великие поэты часто умирают рано. Они, с незримыми крыльями и глазами, нередко застывшими от ужаса и болезненного отвращения, перелетают в райские сады Поэзии. Если говорить менее поэтично, часто их подсознание не выдерживает грубой простоты жизни.

Если бы Б.-И. Антоныч не был украинским поэтом, то он, думаю, не раз претендовал бы на Нобеля, пока бы не получил эту желанную до сих пор игрушку для большинства писателей. Извините за сарказм.

Но мы, несмотря на то, что украинская литература состоялась чудом, не благодаря, а вопреки, все же не научились любить свою литературу. Наши школьники часто ДО СИХ ПОР удивляются, что писатель может быть живым, а не мертвым! Так глубоко въелась в наши души ментальная некрофилия, так мало мы, даже гипотетически, связываем свою жизнь с книгами писателей одной крови, что подсознательное – до сих пор! - нам провозглашает - мертвые, мертвый, мертвая...

Юрий Андрухович в романе «Дванадцять обручів» создал альтернативный образ молодого самородка. В этом романе Антонич является прекрасным поэтом, пылким любовником и страстным пьяницей, смелым и привлекательным собственной бесшабашностью. Такая трактовка Поэта, на мой взгляд, очень интересна, ведь расширяет наши рамки обычного, невольничьего мышления.

В жизни же поэт часто болел мигренью, жил на квартире у тетки и робко любил свою невесту... Только когда «вливає ніч, немов бальзам , солодку краплю божевілля» - рождалось чудо золотого сечения, совершенных объятий слов именно в таких отражениях и пропорциях, чтобы высечь золотую искру, достойную Моцарта, Шопена, Леонтовича...

Натхнення темне, музо вічна!

Б’є ніч у тіней чорні дзвони.

На чорнім тлі,як кров трагічна,

півоній молодість червона.

Стихотворение «Півонії», одно из моих самых любимых, входит в третий сборник Б.-И. Антонича «Книга Лева». Здесь речь идет о гигантских жизненных противоречиях («ще крок, ще крок, мене поцілить мій друг найкращий і мій ворог найзавзятіший, боже милий»), созданных жадным и темным человеческим сердцем, которое часто не видит дальше полшага вперед. В «Півоніях» в частности и в своих стихах вообще поэт упивается удивительной красотой мира, одновременно понимая увядание и быстротечность человеческой жизни, которая может быть в любой момент срезана Косарем, как, например, беззащитно-прекрасные пионы...

И все же многие из нас слышали «Антонич був хрущем і жив колись на вишнях», «тешуть теслі з срібла сани, стелиться сніжиста путь» или много других строк, вдохновленных красотой. Его поэзия открывает новые страницы эстетической реальности, полные очарования и тревоги, волнующих неизвестных ландшафтов. В его стихах живут счастливые и грустные цветы, огромные современные города, по которым может прогуливаться на санях невидимый Бог, живущий в каждом из нас. Его стихи воспевают здоровое тело, лишенное невротических душевных деформаций.

Также в поздних стихах Б.-И. Антонича, этих осаннах пантеизма, возможны любые природные слияния, расщепления и метаморфозы, ведь божественное пронизывает природу, живет внутри нас:

Стіл обростає буйним листям,

і разом з кріслом я вже кущ.

З черемх читаю — з книг столистних —

рослинну мудрість вічних пущ.

Умер от операции по поводу аппендицита в 1937 году. На Галичине еще не было репрессий, потому что не было советской власти. Но Поэт словно разделил страшные судьбы украинских писателей, чьи жизни были остановлены пулями в 1937-м. Всегда (не в реальной жизни, где об Антониче вспоминают как о робком парне, который по-модному одевался и жил внутренним светом) его душа стремилась выйти за общепринятые рамки, вырваться в другие этические и эстетические измерения, где возможно стать даже владельцем Луны, а не жить мелко спланированными мечтами и плоскими потугами:

Корчмарю - сто даю червінців,

лиш Місяця мені продай!

Его реальная биография может поместиться в нескольких предложениях. Родился на Лемковщине в семье священника. Учился в гимназии. Затем окончил философский факультет Львовского университета (польская филология). Живет во Львове. Материально удерживает себя печатью в газетах и журналах стихов, статей и рецензий о литературе и искусстве. Пробует писать прозу и драматургию. После операции на аппендиците, воспаления легких и длительной температуры умирает в 28-летнем возрасте...

Такие художники живут мощной внутренней биографией. Они носят внутри Космос. Отблески космических даров, которые Богдан-Игорь Антонич вернул нам в виде поэзии, греют многих по сей день и будут греть всегда.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать