Украиноведение как "оружие"
Недавно в интервью газете «День» министр науки и образования С. Квит совершенно справедливо отметил необходимость развития гуманитарной составляющей культуры как условия решения в частности и проблем военного противостояния Украины и России.
Если же проанализировать действия украинских чиновников, складывается впечатление, что эти люди всерьез считают, что так называемую «гибридную войну» России против Украины можно выиграть только с помощью оружия. Не отличаются от правительства и другие ветви украинской власти, правда, они в лице президентской администрации добавляют к рецепту победоносной войны еще и дипломатию. Однако действительно ли героизма украинских военных, наращивания количества и качества вооружения украинской армии, хитрости украинских дипломатов достаточно для победы?
Вопрос отнюдь не риторический. Нетрудно заметить, что в нынешней Украине формируются «новые-старые» угрозы. Часть населения государства становится сторонниками неоимперии Кремля. Пока полускрыто, локально, но совсем не безопасно. Когда ваша бывшая подруга из освобожденного от сепаратистов городка Донецкой области утверждает, что это «украинские западенцы» принесли к ним войну, ведь «вежливие русские парни» ничего плохого не хотели и не делали — они же не стреляли, они «просто» пришли на украинскую территорию, а почему бы и нет, они же — братья нам! «А мы и не хотели отделяться от Украины». И «так думают здесь все!», то это уже совсем не игрушки.
К сожалению, в головах большого количества наших соотечественников творится «бог знает что». Получается, что оккупировать территорию другого государства можно, чтобы не стреляли. Не менее угрожающими являются и симптомы, когда в крупном промышленном центре недалеко от горячего военного конфликта люди начинают утверждать, что Евромайдан был ошибкой, а властью все недовольны, потому что она никуда не годится, а вот в России все «буквально молятся на Путина», потому что «он навел порядок» и «так думает народ, а народ всегда прав!», то это признак того, что в стране формируется «пятая колонна», и Украина попадает в положение страны, государственности которой угрожает опасность.
В такой ситуации особое значение приобретает борьба за мозги людей, ведь никакие танки, никакие договоренности не спасут страну, где нет консолидированной патриотически настроенного абсолютного большинства граждан, способных защищать свою страну от врага. А для того, чтобы все граждане Украины поняли наконец-то, что россиянин-путинист сегодня не брат нам, а жестокий и коварный враг, нужна серьезная работа с массовым сознанием. Это нетрудно понять. Куда сложнее объяснить действия власти, направленные на тотальное разрушение гуманитарной составляющей украинской науки. Именно украинская гуманитаристика в целом, и украиноведение особенно должны создать тот научный фундамент новой идеологии государства, которое оказалось в центре цивилизационного конфликта между Востоком и Западом, став фактически территорией, где идет война с неоимперией Кремля. И если для цивилизованной Европы это война за новые границы, то для украинцев в прямом смысле слова — это война за собственное выживание и свободу!
Еще в начале далеких 2000-х с легкой руки власти в России начало довольно активно формироваться новое направление исследований — «россиеведение». Впоследствии начинается набор студентов на первый в России факультет россиеведения. Процесс набирает обороты. И уже в 2007 году в российских школах начинает вводиться «Отечествоведение». Сами авторы проекта не скрывают, что это средство формирования нового российского патриотизма, борьба за человека, его мозги и за «русскую государственность». Сегодня это направление в России возглавили куда менее либеральные индивиды, чем его промоутер Игорь Чубайс, и они рассматривают отечествоведение как средство прежде всего «восстановления былого величия государства российского, основанного на принципе самодержавия, православия и народности». И теперь уже даже «Новое время» (о черносотенных российских изданиях не говорим!) дает статьи под красноречивым названием «Нас спасет россиеведение». На это «спасение» путинский режим не жалеет ни сил, ни средств! Сегодня россиеведение становится надежной опорой путинизма, шире — новой политической доктриной Кремля. Поскольку уже даже при отсутствии Путина процесс «неоимпериализации» России не остановить эволюционным путем!
В новой области научного знания история России начинается конечно же с Киевской Руси (кто бы сомневался!), а вся история «великой империи», «русской цивилизации» была построена на огромной любви и тяге к единому «русскому ядру» «прежде всего славянских народов-братьев» и стала «основой формирования русского мира». Разумеется, никаких голодоморов, геноцидов, этноцидов никогда в истории этой прекраснейшей из всех империй никогда не было!
В данной ситуации особое значение приобретает современное украиноведение как научная основа формирования идеологии украинского государства в условиях противостояния неоколониализму с «путинским лицом». Это не означает, что мы ставим задачу «догнать и перегнать» россиеведение. Ведь современное украиноведение уже имеет немало весомых достижений.
Немного истории: современное украиноведение как фундаментальная наука начало свое формирование с началом существования украинского независимого государства, когда в ряде украинских вузов, прежде всего во Львове и Киеве начали создаваться кафедры, центры и институты украиноведения. Оно опирается на мощную интеллектуальную традицию конца XIX — начала ХХ века и наследие украинской интеллектуальной диаспоры, которая никогда не оставляла работу на ниве самопознания. Ведь украиноведение относится к так называемым «себяведческим» наукам. К таким в современном мире относятся американские студии, канадские студии, индейские студии и т. п.
Для современной Украины украиноведческий дискурс приобретает особое значение, поскольку именно он должен и способен стать научным основанием «борьбы за мозги». Эта борьба является важнейшим фактором способности нации к сопротивлению во время так называемой «гибридной войны» с Россией. Итак, речь идет об активизации процесса украинизации нашего общества, в том числе и благодаря сознательной деятельности ученых-украиноведов. Само же украиноведение следует рассматривать как научную основу сознательного формирования украинского патриотизма, задействуя его воспитательный потенциал, наступательность в борьбе за преодоление колониальной ментальности. Неоимперские стремления Кремля глубоко укоренились в российской имперской идеологии, которая является чрезвычайно опасной. Очевидно, что победить в гибридной информационно-психологической войне или, по крайней мере, остановить ее невозможно только военными средствами. Чтобы тыл и фронт были едины, нужна максимальная мобилизация граждан для сопротивления агрессору. И в этом процессе современное украиноведение может и должно стать научной «точкой сборки» всех патриотических сил Украины.