Усвоены ли элитой Украины уроки картезианской философии?
Cogito, ergo sum. Убежден, что читателям «Дня» хорошо известно и это выражение — «мыслю, следовательно, существую», — и имя его автора — Рене Декарта. Большинство из читателей, очевидно, знает и то, что Декарт (420 лет со дня рождения которого исполняется 31 марта) — это французский философ, психолог, физик, математик и физиолог, основатель классического европейского рационализма, аналитической геометрии, один из создателей алгебраической символики и гипотезы образования тел Солнечной системы, — и т. д., и т. п. Одним словом, выдающийся ученый-энциклопедист, автор работ, без которых невозможно представить историю науки и культуры — «Рассуждение о методе», «Геометрия», «Метафизические размышления», «Основы философии», «Страсти души».
Жизнь Декарта (1596-1650) — настоящий приключенческий роман времен «Трех мушкетеров». Несмотря на слабое здоровье, он настойчиво учится и получает диплом бакалавра в университете Пуатье. Вскоре Декарт становится офицером-наемником и служит в армиях Нидерландов, Баварии и Венгрии. Участвует в составе баварского войска в битве на Белой Горе под Прагой (1620), следствием которой стала потеря самостоятельности Чехии и обезлюдения этой страны. В этот период Декарт любил балы и азартные игры, «раздевая» своих партнеров, поскольку умело использовал в этих играх математические методы. Затем он оседает в Голландии, где через некоторое время бросает военную службу (ему приснился «дух правды», который упрекал Декарту за разбазаривание времени), уединяется, скрывая свое место жительства даже от друзей, и погружается в науки и философию. Влияние его философии становится общеевропейским, достигая и Украины; картезианство (на латыни, которая тогда была международным языком науки, Декарт назывался Cartesius), его рационалистические методы резонировали в политико-правовых текстах авторства Юрия Немирича и Филиппа Орлика. Наконец, обстоятельства смерти Рене Декарта — тоже словно страница авантюрного романа; он как галантный дворянин не может отказать шведской королеве Кристине и едет в Стокгольм обучать ее философии. Была суровая зима, в конце концов Декарт простудился, затем заболел пневмонией, но до последнего давал уроки своей вельможной ученице ...
Однако сегодня нас в жизни и наследии Рене Декарта, очевидно, должно интересовать прежде всего не это, а его самоотверженный труд в области наук — как естественных, так и гуманитарных, его умение подвергать критическому анализу устоявшиеся вещи, стремление иметь дело там, где это возможно, с упорядоченными фактами, а не с хаосом чувств и впечатлений, наконец, попытки совместить знания и свободу. «Достоинство свободы и мысли — единственное достоинство, считает Декарт», — говорил о картезианской системе выдающийся грузинский философ Мераб Мамардашвили. Возможно, это некоторое преувеличение, но, по крайней мере, высшей добродетелью как мыслителя, так и любого человека Декарт считал единство свободы и мысли.
Итак, вчитаемся в его афористические формулировки, не забывая, что это — результат осмысления всей суммы тогдашних событий — Тридцатилетней войны и открытия голландцами Австралии, английской революции и публикации работ Галилея, основания английских и французских колоний в Северной Америке (из них позднее возникли США и Канада) и изобретения микроскопа. Декарт, как ученый-энциклопедист и неординарный философ, интересовался всем, что происходило в тогдашнем мире, — и все стремился ввести в рамки рационального размышления.
Итак, лишь некоторые из актуальных по сей день образцов картезианской мудрости.
«Определив точно значения слов, человечество избавилось бы от половины заблуждений».
«Лучше уж совсем не пытаться отыскать какую-то истину, чем делать это безо всякого метода».
«Философия, поскольку она распространяется на все доступное человеческому познанию, одна только отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ достигает тем больших высот гражданской зрелости и образованности, чем лучше в нем философствует; поэтому нет для государства большего блага, чем иметь настоящих философов».
«Чтение хороших книг — это разговор с лучшими людьми прошедших времен, и к тому же такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли».
«Мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять».
«Разум — это зажигательное стекло, которое, зажигая, само остается холодным».
«Чтобы усовершенствовать ум, нужно больше размышлять, чем заучивать».
Кажется, с этими и другими афоризмами Декарта хорошо было бы ознакомиться многим отечественным политикам, чиновникам, бизнесменам, не так ли? А еще — персонажам, которые так часто делают из себя на телевизионных ток-шоу политологов, которые свыклись с этой маской, прикрывающей отсутствие их собственных знаний и мыслей, тем более — отсутствие ответственных поступков.
Но все же главное — это развить свою способность к мышлению, причем к мышлению точному и безжалостному в своих выводах, которое основывается не на случайностях или эмоциях, а на убеждениях и стремлении к свободе. Сейчас в Украине во всех сферах деятельности очень не хватает публичных лиц, лидеров, способных на рациональные размышления и рациональное действие. Это означает, что уроки картезианской философии у нас слабо усвоены претендентами на роль элиты ...