06.06—12.06.2014
Часто слышу, как возмущаются западной традицией доносительства на соседей. Живет ли человек не по средствам, или появилось у него новое ружье, просто пьет или при этом еще и бьет жену и детей, обязательно большинство соседей пожалуется властям. Нам, с нашей многовековой традицией государства как орудия угнетения, как института подавления прав и свобод, тем, кто привык при любом режиме находиться в той или иной степени молчаливой оппозиции этому государству, не понять этой черты западной культуры. Да разве наше это дело, что там творится у соседа. Расстреливают ли там из танков парламент, или из «градов» стотысячный город, затыкают ли там рот прессе или устраивают многомиллионные марши нацистов, топят ли там в подводных лодках своих матросов или взрывают автобусы, — мы могли только ужаснуться, и поблагодарить Бога, что все это происходит не с нами, а в соседней квартире. В конце концов, наше ли дело, учить этого соседа как жить... Прошло время, и хулиган в соседней квартире совершенно обустроился. Его вчерашние жертвы, кто выжил, научились получать удовольствие от его издевательств, а большинство из них даже стало испытывать к нему нечто вроде стокгольмского синдрома, сочувствуя его целям, и даже подыскивая ему новые жертвы. А сосед этот, обустроив по-своему свою квартиру, заскучал и полез учить жизни соседей, собственно нас с вами. Теперь пылают школы, больницы и целые города в нашей стране. Пылают только потому, что когда-то, десять или двадцать лет назад, мы сочли бесчинства тогда еще неоперившегося хулигана не своим делом, и вовремя не дали ему по рукам, пылают по нашей вине.
♦ Не будем забывать, что именно Украина является родиной мазохизма. Стоит ли удивляться тому, что рядом с нами живет столько людей, которые с ностальгией вспоминают правление кровавых диктаторов прошлого, которых тянет под руку кровавых диктаторов настоящего. Другие считают, что с террористами нужно договариваться, идти им на уступки, и, в принципе, с ними даже можно уживаться, особенно если научиться жить по их правилам. Но есть еще одна категория украинских мазохистов. Прошло всего три с половиной месяца с кровавых событий февраля, всего несколько дней как на Банковой появился долгожданный новоизбранный Президент, а кое-кто уже вовсю готовит третий Майдан, как будто мало ему войны, что полыхает на Донбассе. Эти люди недовольны всем, — тем, как идет антитеррористическая операция, назначениями во власти, тем, что с одними реформами медлят, а с другими спешат, что все никак не запретят коммунистов и не закроют антиукраинские средства массовой информации, и тем, что планируют в условиях разгула терроризма и сепаратизма ужесточить цензуру и правила проведения массовых мероприятий. Собственно, им не нравится все, что делается, и все, что не делается. Они умеют только протестовать. И верно, зачем создавать на базе Майдана политическую партию, способную пройти в парламент, и обеспечить своим представительством законодательную базу реформ?! Зачем каждодневно работать над воссозданием гражданского общества в Украине?! Зачем, руководствуясь правами, которые гарантированы даже несовершенным прежним украинским законодательством, создавать и развивать местные общины?! В конце концов, зачем записываться в Нацгвардию, и брать в руки оружие?! Ведь можно просто сидеть у палатки на Майдане, и требовать, чтобы за тебя это сделали другие.
♦ Все эти группы украинцев объединяет одна общая черта, — они ничего не хотят делать сами. Они ждут, что их осчастливят, — или добрый царь из Москвы, или добрый президент из Вашингтона. И любая власть в Киеве, которая будет пытаться найти выход из кризиса в собственных усилиях, в реформах, в полном переустройстве государства, в подъеме экономики ценой каждодневных усилий всех украинцев, будет вызывать у этих людей неприязнь и даже лютую ненависть. Их Украина, это страна, живущая только за счет кредитов, с неподъемными социальными льготами, и с обществом, скрепленным круговой порукой всеобщего взяточничества и воровства. Они ненавидят людей богаче себя, называя это стремлением к социальной справедливости, они ненавидят людей успешнее себя, объясняя их успех кумовством и деньгами, они ненавидят людей, отличающихся от них просто потому, что посредственность предпочитает однообразие. Посредственность, обыватель, — лютый враг всяких реформ, всяких революционных изменений. На словах даже их верный приверженец, неспособный к долговременным целеустремленным усилиям и сознательным жертвам, обыватель в иные моменты способен преодолеть свою инертность. Обыватель не способен на революцию, обыватель способен лишь на бунт. И те, кто говорит сейчас о Майдане 3.0, на самом деле готовят бунт — удар в самое сердце настоящего Майдана, решающий удар в сердце Украины, едва получившей робкую надежду на выход из политического и экономического тупика. Их подталкивают, ими умело манипулируют извне, но основная их движущая сила стояла с нами на Майдане. Тем сложнее противостоять этой угрозе, тем опаснее она даже в сравнении с вооруженными до зубов наемниками на востоке. Опаснее открытого врага может быть только предатель среди вчерашних друзей.
♦ Опаснее всего сейчас отчаяться, разувериться в целесообразности дальнейшей борьбы. Легко пойти на поводу у тех, кто день за днем твердит по написанному, что в стране ничего не поменялось, что у власти все те же люди, которые думают лишь о личном обогащении. Изменения не происходят в один день, но так легко пойти на поводу у своего желания сиюминутных улучшений.... Но всякая болезнь, тем более, болезнь, которая за два с половиной десятилетия укоренилась в организме, которая за эти годы стала его частью, не лечится за один день, и даже за несколько месяцев. Как невозможно провести реформы за несколько дней, которые находится у власти новый президент, так невозможно победить террористов на востоке, если у тебя нет ни настоящей милиции, ни даже настоящей армии. Если Голова Новороссии в Москве — в Кремле, то ее Сердце в Киеве — в аппаратах Министерства обороны, Генерального штаба, администрации Пограничной службы, Министерства внутренних дел и СБУ, Верховной Раде, прокуратуре, судах и затаившихся в глубоком мраке своих кабинетов чиновниках кабмина Азарова. Остальное же тело Новороссии на Донбассе, это не более чем огромный кишечник паразита, слепо пожирающего все, что попадается ему на его пути. Этого паразита невозможно убить, уничтожив любую из частей его тела — на Донбассе ли, в Киеве или в Москве, у него удивительная способность к регенерации, а кишечник способен долго существовать самостоятельно, даже когда организм Новороссии лишится головы и сердца. В борьбе с ним нет, и не может быть легких побед, простых решений — необходимо систематически прижигать все органы, все метастазы этого паразита, Украина должна пройти через долгие и мучительные медицинские процедуры, и лишь последовательное лечение, — где химеотерапией, а где и хирургическим путем, дает надежду на постепенное выздоровление пациента. Реанимацией, реформами это лечение назвать сложно — болезнь зашла настолько далеко, что понадобится полное перерождение государственного организма, чудесное воскрешение — чудо, которое мы должны сотворить своей верой, своими руками.
♦ Свои первые дни на посту Президента Петр Порошенко посвятил поиску мирного выхода из противостояния на Донбассе. Похоже, Россия отказалась использовать этот последний шанс мирного разрешения конфликта, и, значит, силового сценария избежать уже не удастся. На газовых переговорах Россия говорит языком ультиматумов, президент Российской Федерации Владимир Путин прямо пригрозил Украине перевести отношения «в совершенно другую стадию», если Киев не примет предложения «Газпрома», а министр иностранных дел России Сергей Лавров опять заговорил о том, что Украина обязана напрямую обсуждать с Россией свое будущее политическое устройство. Новые отряды российских наемников, которые вербуются прямо в военкоматах, колонны грузовиков с вооружениями вплоть до бронетранспортеров, — все это, пользуясь коротким затишьем в АТО, сплошным потоком течет сейчас на Донбасс из России. Ну что ж, значит, будет силовая стадия, и, после неминуемого поражения, очень скоро Донбасс придет и в Россию. Потому что реальная оппозиция Путину это не Болотная площадь, а все эти оголтелые националисты, которые лезут сейчас с оружием в Украину. Сейчас, вооружая террористов на Донбассе против Украины, на самом деле, Кремль невольно готовит гражданскую войну в самой России. И, главное, давя на Украину, Москва делает ее только сильнее, подталкивая ее к созданию впервые в ее истории боеспособной армии, заставляя начинать радикальные политические и экономические реформы, убеждая все большую часть украинцев в необходимости если не европейской интеграции, то сближения с НАТО. Секрет победы лишь в жесткости украинской власти, в отказе от компромиссов, в четком осознании конечной цели, и, если судить из заявлений нового украинского Президента, мы, наконец, получили такую власть.