Бизнес-план лучше Дацзыбао
Мне не очень нравится стиль призывов, каким бы благородным целям ни посвящались слова агитации. Ими дышит все наше информационное пространство. Вы когда-нибудь встречали в западных изданиях воззвания к гражданам не мусорить, учить родной язык, читать книжки, помогать ближним? Нет. Для таких обращений есть храмы или трибуны локальных сообществ, где можно высказаться и предложить товарищам по несчастью бросать пить, курить или колоться. А в прессе обычно рассматриваются конкретные шаги по преодолению недугов и решению проблем. Что эффективнее призывы не мусорить, или штрафы за маленькое и крупное свинство пропорциональными суммами? Где экологическая полиция, которая есть во всех странах, кроме нашей?
Конечно, честь и слава волонтерам за потраченный на собирание отходов нецивилизованности досуг. Но, как армию нельзя содержать на добровольные пожертвования, так нельзя размусорить страну на более чем 600 тысячах квадратных километрах. И украинский язык нельзя сделать обиходным для каждого из нас, если не создать систему стимулов и штрафов. Если бы ресторан, где официанты не говорят украинской, попадал в другую шкалу по налогообложению, то, уверяю вас, все бы стремились до мови, как до чаевых. Я уж не говорю про госслужащего, которому доплачивают за знание иностранных языков, но не вычитают за незнание своего. Вместо хорошего дела по изменению правил жизни, мы занимаемся плохим, пытаясь призывами заставить изменяться людей.
– А чому ви не розмовляєте українською? – Іноді питають мене у фейсбуці. Відповідаю за себе. Розмовляю, але пишу російською. Так сталося, що і вона рідна. І це не мої особисті примхи, а суспільна трагедія України, де багато людей були відірвані від культури, історії,та взагалі правди. Тому не закликаю нікого і ні до чого. Просто розмірковую у своїй сторонці, на своєї сторінці.