Божоле
Рождество на Закарпатье знаменует важную пору - время вкушения свежего, нового вина. Божоле, или - как его называют во Франции - божоле нуво. Конечно, пробуют такое вино еще с конца ноября, но только ради проверки качества. На самом деле пить молодое божоле за столом, угощать гостей традиционно принято только после Рождества Христова. И каждый раз, делая первый глоток, надо вспомнить осень, когда спелые гроздья собирали для переработки. Не зря это вино считается напитком философов - потому что напоминает осень, и не только как время года, но и осень жизни, время жатвы и подведения итогов.
Когда собирали виноград, пора была совсем другой. Воздух тогда стояло густой и душистый, словно налитый слабыми сладкими ароматами. Ветра не было, небо, синее и свежее, как выстиранная сорочка, едва давило теплым обманом сна. Казалось, сонная музыка шороха листьев наполняла пространство спокойствием, а еще теплая земля и камни отдавали назад жар минувших дней.
Виноград, упругий и сахаристый, словно притаился перед взрывом - готов разорваться от малейшего прикосновения. Кое-где люди то исчезали среди зеленого и желтого листья, то появлялись с наполненными темно-синими гроздьями ведрами. Сбор винограда требовал неспешности и сосредоточенности – одно неудачное движение могло разорвать трепетное единство зерен, и тогда они падали вниз, рассыпаясь по земле, как бусинки. Некоторые работали ножницами, отрезая кисть от лозы, некоторые отрывали ее просто руками. И у тех и у других руки были темно-фиолетовыми - будто они их обморозили и кожная ткань начинала отмирать. Пальцы были липкими, на вкус сладкими; виноградный куст после обрыва плодов становился прозрачным и светлым, большие листья поднимался вверх, к солнцу, усики, недавно еще зеленые и кисловатые, сейчас желтели и выглядели неуклюже длинными.
Виноделие в этих местах уже давно стало важным ритуалом, который свидетельствовал, что солнце выполнило свое дело, взлелеяв сладкие ягоды, которые позже отдавали людям свое тепло. Казалось, что этот период свидетельствовал об окончании прошлого года и начале нового - года ожидания нового урожая. В конце концов, от этого и велось своеобразное летоисчисление.
Сначала всю собранную виноградную массу давили в специальных мельничках, отцеживая красный сладкий сок. В это время на открытом воздухе отмывали от старого вина бочки, отчищали с их стенок виноградный камень, который садился на дно, как слой ржавчины. Аромат осени и свежести в бочке - необходимый элемент виноградного жертвоприношения. Далее сок оставляли на некоторое время бродить, а потом, при необходимости, добавляли в него сахар. От винограда, количества сахара и методов его добавления зависел сорт будущего напитка. Приготовленную смесь оставляли настаиваться и впервые молодое вино пробовали на Рождество - в этом обряде точно был какой-то скрытый смысл. Может, рождение Иисуса - символ появления нового молодого вина?