«Черный» вторник: год спустя
День длинною в жизнь и год ценою в тысячи жизней… Таким мне запомнилось 18 февраля 2014-го и весь прошедший год. В один момент мы все прозрели и резко повзрослели. Уже не смыть в Мариинском парке и Институтской кровь героев «Небесной сотни», падших за себя и за того парня…, за будущее, которого не видел, но чувствовали душой… «Черный» вторник остался навсегда в моей памяти: толпы возмущенных людей под Радой, брусчатка, летящая в сторону парламента, в вперемешку с нецензурной бранью, светло шумовые гранаты, слезоточивый газ и холодный душ с водомета. Какие-то 50 метров отделяли людей, жаждущих жить по-другому от тех, кто мешал этому все 23 года. Тем временем в парламенте бурлила своя жизнь. Депутаты ждали решения спикера Рыбака: будет или нет голосование за возврат к Конституции 2004 года, урезающей полномочия Президента. Блокирование трибуны… Партийные торги… Часть регионалов пыталась уговорить своих не бежать с тонущего корабля, другие – уже выносили чемоданы. Вчерашняя оппозиция была в предвкушении реванша. Отчаянье одних перерастало в шансы на успех других, и никто не обращал серьезного внимания на происходящее за окном. Только, когда пошел черный дым, и заработал водомет, зашевелились.
«Нравиться? Совесть по ночам спать не мешает?», - спрашиваю у одного из идеологов регионалов, прикипевшего к парламентскому окну. В ответ так иронично: «А мы здесь при чем? Это результат демократии Януковича. Он был слишком либеральным». А в глазах - пустота, выращенная «русским миром». Она никуда не подевалась у них за этот год: «Россия не агрессор, а жертва глобальной большой игры. Доказательств ее злодеяний в Украине нет». «Покажите, а то мы не видим»…
Но вернемся к протестам. Голосование так и не состоялось. После обеда началось наступление силовиков на митингующих. К 16.00 улицы, прилегающие к Раде, зачистили. Разорванный сапог, разгромленная брусчатка, кукла без головы и чей-то палец руки… мурашки от увиденного. Но это только начало. В последующие три дня погибло 77 человек. А после Иловайска, Волновахи, Мариуполя, Донецка и Луганска страшно и считать. Кто должен ответить за жертвы? Россия и Путин? Однозначно. А как же реверансная Европа? Чрезмерная дипломатичность и трезвость европейцев в украинском вопросе – это пощечина всему глобальному миропорядку. Еще сильнее она прозвучала на последней встрече в Минске, где Германия и Франция фактически подыграли Кремлю и дали добро на эскалацию конфликта. Иначе, почему тогда под итоговым документом «четырех» так и не появилась подпись Путина? Но отвечать должны и мы. Спросите за что? За то, что во время не остановили рост украинских адептов «русского мира», которые сегодня помогают чужакам вбивать клин и раскалывать Украину. И этот враг еще сильнее и опаснее. Ведь ты не знаешь, не один ли из них у тебя за спиной. С виду все одинаковые, а в душе могут оказаться оборотнями. Но вакцина есть. Ее нужно искать в правдивой истории, объективно показывающей «опеку» русского империализма над «младшими» братьями. Классика: кто не знает истории, у того нет будущего. В противном случае будет еще одна ярмарка тщеславия и реванш «российской Руси» в Украине. Я не хочу такого сценария. И верю в то, что он не состоится. 2014-й стал для меня годом испытаний, разочарований и в то же время новой веры. Я, как и большинство украинцев, почувствовала, что реванша Московии и СССР в Украине не будет. И не потому, что Путин уйдет под давлением или нам дадут оружие США с Европой. Причина другая: нация просыпается, а вместе с ней активируется исторически-генетический код самосохранения, появившийся еще во времена Киевской Руси.