Перейти к основному содержанию

Четвертый выстрел

«10.-16.12.2021»
16 декабря, 20:25

«Мы стремимся к европейским идеям, защите прав человека, демократии и целостности. Мы не стремимся к Европе канцлеров и министров, которые мечтают получить работу в советах директоров путинских госкомпаний или плавать на яхтах олигархов»

Дарья Навальная. Выступление на вручении премии «За свободу мысли» имени Андрея Сахарова. Страсбург, 15.12.2021

Среда началась с показавшейся забавной статьи одного из украинских сетевых СМИ, объяснявшей решение берлинского суда, приговорившего российского убийцу чеченского политэмигранта Зелимхана Хангошвили к пожизненному заключению, сменой власти в Германии. В этом утверждении вся свойственная многим украинцам (а с ними и подавляющему большинству рожденных в СССР) убежденность, что решения судов в Евросоюзе, как до сих пор по месту их рождения, диктуются политиками. На самом деле, скорее наоборот, в отличие от Украины, где исполнительной власти плевать не то что на суды, даже на Конституцию, в Европе решения судов способны оказать влияние на политику государств.

Детально пересказывать обстоятельства покушения не буду, любой с легкость за несколько секунд может вычитать их в Google. Упомяну разве главное. 23 августа 2019 года в берлинском парке Малый Тиргартен некий велосипедист сделал три выстрела из пистолета Glock в спину, в затылок и один контрольный в висок чеченскому эмигранту оппоненту Кремля Зелимхану Хангошвили. Потом он выбросил пистолет и велосипед в Шпрее, снял парик, сбрил бороду, переоделся и неудачно попытался скрыться на мопеде. У задержанного благодаря бдительности двух ставших свидетелями его переодевания берлинцев нашли российский паспорт на имя Вадима Соколова. Впоследствии было установлено, что стрелявший на самом деле является полковником спецназа ФСБ «Вымпел» Вадимом Красиковым. Также выяснили имя ещё одного участника группы киллеров, которому удалось скрыться — Романа Демьянченко.

В отличие от британского Солсбери, на этот раз российского киллера поймали с дымящимся пистолетом. — Многочисленные свидетели, камеры наблюдения, наконец, прокол с SIM-картой, которая позволила проследить весь кровавый след Красикова (Соколова) вплоть до дверей тайной базы российских убийц... Что неизбежно отразилось не только на строгости приговора, но и на обычно скупых и осторожных комментариях суда. Оглашая приговор, председательствующий судья Олаф Арнольди без обиняков назвал роль российских властей в убийстве Хангошвили «государственным терроризмом». И даже дважды при оглашении приговора в качестве доказательства причастности российских властей процитировал оправдывавшего это убийство российского президента (тем не менее, российские СМИ вслед за ТАСС опубликовали материалы с заголовками «Правоохранительные органы ФРГ не установили заказчика убийства гражданина Грузии в Берлине»). А уже через несколько часов новый глава МИД ФРГ Анналена Бербок заявила, что это «убийство по заказу государства является грубым нарушением норм германского права и суверенитета Федеративной республики Германии», и что оно «серьезно осложнит» «открытый диалог» между ФРГ и Россией, о надеждах наладить который она накануне говорила по телефону с главой МИД РФ Сергеем Лавровым.

На фоне целенаправленного слива новыми властями Германии информации об эмбарго правительства Меркель на поставки нелетальных вооружений в Украину, заявления той же Анналены Бербок о несоответствии на данный момент «Северного потока-2» требованиям Германии и Европейского Союза, абсолютным диссонансом в духе политики прежнего немецкого правительства прозвучала опубликованная утром в среду в «Bloomberg» статья, в которой, со ссылкой на неназванных официальных лиц утверждается, что Германия, Испания, Италия и Франция, несмотря на жесткую позицию многих других стран Евросоюза, выступают против утверждения новых санкций на случай очередного вторжения России в Украину до окончания переговоров с Москвой.

Сколь обнадёживающими ни казались бы некоторые заголовки и цитаты министров, новое германское правительство в отношениях с Россией в первую очередь стремилось развязать себе руки. — Переложив ответственность за отсрочку сертификации «Северного потока» на ЕС, за эмбарго на поставку вооружений Украины — на Меркель... Наконец, как можно на дольше отложить вопрос разработки новых санкций, чтобы продемонстрировать, с одной стороны, что новое правительство Германии, как и прежнее, формирует свою политику независимо от Вашингтона, а с другой, до решения по новым санкциям, хотя бы просто познакомиться и попытаться договориться с российским руководством. — Прежде чем ответить на вызов, нужно сперва увидеть своего врага в лицо, чтобы потом можно было сказать: Но мы же пытались! Как могло показаться, и первая реакция на приговор суда со стороны немецкого правительства была сравнительно мягкой. — Высылка всего двух российских дипломатов, да и то не за убийство, а за недостаточное сотрудничество российского правительства с судом, не идёт ни в какое сравнение с реакцией на отравление в Солсбери. Напомню, только из Великобритании тогда выслали 23-х россиян.

И всё же, максимально суровый приговор и скандальные определения берлинского суда в адрес кремлевских организаторов убийства Хангошвили в самый разгар саммита «Восточного партнерства», который проходил в эту среду в Брюсселе, стали для германского правительства досадным препятствием на пути реализации их осторожной стратегии. И вот уже на вечерней пресс-конференции по итогам «Восточного партнерства глава Евросовета Шарль Мишель анонсировал принятие на открывающемся в четверг саммите ЕС «очень твердой и единой позиции» (с ударением на «единой» — А.П.) на случай российского вторжения, а также о готовности со стороны ЕС, если понадобится, «ввести дополнительные санкции против России». «Мы надеемся, что агрессии не будет. Но мы должны быть готовы и к другому сценарию. Наш сигнал очень четок: цена будет очень высокой, а последствия — очень серьезными», — со своей стороны заявила Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

Смахивает на то, что 23 августа 2019 года в берлинском парке Малый Тиргартен был ещё один, четвертый выстрел. — Заказчика угораздило попасть в себя.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать