Cписок жертв и «список шиндлера» в искусстве

Google, как инструмент универсальных обобщений, на запрос «100 писателей, поддержавших войну в Украине», выдает тот самый список персон, о котором столько разговоров в медиа. Задело, если не сказать больше – шок! Все же не бандитский Петербург маляву прислал, а российские деятели культуры. Но в самом факте письма «интеллигентной сотни» содержится печальный урок. Google будет долго мстить им, выбрасывая имена по убийственному запросу. Это ведь не резолюция против Б.Пастернака, где преданные партии соратники поставили росчерки под «осуждаем», и сдали протокол в архив. Тут дело публичное и ложится пятном на всю творческую биографию. Не удивлюсь, если талантливому музыканту Ю.Башмету закроют гастроли в какой-нибудь стране, где терпеть не могут арии войны.
А еще этот список открыл бездну. Она отделила свободных писателей и художников от «творческой интеллигенции» России, той особой касты, которая, как и в Советском Союзе, кормится из рук власти и отрабатывает ее милости своей всеподданнейшей лояльностью. В ответ на их «одобрямс», коллеги по поприщу, выставили список Шиндлера, то есть вырвавшихся из паутины официальной пропаганды. В нем писатели Л.Улицкая, Г. Чхарташвили ( Борис Акунин), А.Симонов, музыканты Ю.Шевчук, А.Макаревич… - тоже сотня имен. Достаточно беглого взгляда на оба реестра российской творческой элиты, чтобы обнаружить закономерность. Один чарт состоит из постоянно приглашаемых на ТВ, а другой – изгои московского эфира. Например, профессора Нью- Йорского университета , автора уникальных философских работ, получивших международное признание, Михаила Ямпольского, российский зритель не знает в лицо. Зато фигура и творчество Зураба Церители, штатного суппорта агрессии Кремля на Кавказе и Украине, всем хорошо знакомы. Для российского интеллигента голубой экран, как приемная «Самого». Кто у «ящика» в фаворе, тот и у Путина в своих числится. Можно и наоборот: с Путиным дружишь – искусству служишь. Если лично ВВП дал О.Табакову деньги «на театр», то как старому конформисту не ответить взаимностью? Если мыльные бульбы малоросса В.Бортко щедро финансируются из фондов русских патриотов, то как не поставить подпись под распиской? И разве не те же причины повели перо К.Шахназарова, В.Хотиненко, других известных кинематографистов по позорной бумаге? Увы, люди кино и театра в России совсем не такие, как их коллеги во Франции, Великобритании, не говоря о США. У тех жанр петиций не принят в артистической среде и считается уделом людей не способных воплощать свои идеалы и философские взгляды в художественных образах. С этих позиций «список ста» - обычный прием обделенных талантами, остаться в публичной сфере. Мы же знаем, Ф.Бондарчук, не унаследовал от отца его талантов и любви к родной ему Украине, и титул доверенного лица Путина ему подходит лучше режиссерской должности. И господин М.Пореченков, по большому счету, служащий театра, но не актер, претендующий на место рядом с О.Табаковым и Л.Чурсиной. Госпожа В.Талызина, которую бы мы и не знали, не будь ее скандальных упреков Б.Брыльской. Так что, среди ста известных, немало и случайных, то ли примазавшихся, то ли собранных наскоро неизвестной, как крымский оккупант, организующей силой.
Через некоторое время история с «культурным» шефством над агрессором проясниться. Обнаружатся искренне и протокольно недоумевающие своей причастностью к возрожденному жанру советского агитпропа. Простим им слабость духа. Трудно совмещать жизнь по стандартам Голливуда, подчиняясь правилам советского кино.