Цугцванг
«06–12.03.2020»Если для стареющего российского вождя коронавирус и наконец стартовавший задержавшийся на несколько лет глобальный экономический кризис стали прекрасным поводом уже не в первый раз за президентскую карьеру на зависть Назарбаеву закольцевать маршрут транзита власти, нынешние украинские власти еще не определились, чего больше принесла пандемиявызовов или шансов. Шансов под информационный шумок паники и карантинных мер провернуть свои грязные делишки в Минске, рассчитаться по обязательствам перед старыми спонсорами или списать на мировой кризис свою некомпетентность. Вызовов, поскольку никакие посадки Порошенко уже не решат проблему рейтингов, если/когда рухнут экономика и финансовая система. Соломенные домики «слуг» и без того дрожат даже от легкого ветра, а перед грозящим мировой (и украинской) экономике цунами им точно не устоять.
Сама по себе недавняя внезапная смена правительства, в котором хотя бы пост министра финансов был занят зарекомендовавшим себя профессионалом, на министров, которых в капусте нашли (не забудем упомянуть и знаковую смену неожиданно глуховатого на подсказки с Банковой генпрокурора), уже сказалась негативно на доверии зарубежных финансовых институций и инвесторов. И это на фоне уже стабильного при президенте Зеленском падения промышленного производства, после нескольких лет рекордного как по европейским масштабам роста наметившегося с января падения ВВП, а также все увеличивающейся бюджетной дыры и прикрывшейся лавочки с наполнением бюджета за счет государственных облигаций.
Теперь же на фоне экономического кризиса, грозящего обернуться глобальной паникой, Украина лишилась даже этого последние почти два года, казалось, безотказного источника финансов, и новоназначенное украинское правительство столкнулось с суровой реальностью необходимости сотрудничества с МВФ.МВФ, с которым годами играл в наперстки Гройсман, который еще совсем недавно так убежденно критиковал новый министр финансов Украины Игорь Уманский. Еще в начале зимы Национальный банк Украины, несмотря на перспективу выплаты только в 2020 году 17 миллиардов долларов по внешнему долгу, с оптимизмом планировал сократить к 2021 до 48% соотношение государственного долга к ВВП, а теперь уже поползли упорные слухи о дефолте. Вот такой парадокс.
В ответ на отнюдь не оптимистические публикации «The Wall Street Journal» и «Bloomberg» о паузе со стороны МВФ в переговорах с Украиной о кредите, Владимир Зеленский в интервью той же «Bloomberg» анонсировал скорый визит в штаб-квартиру МВФ украинских премьера и министра финансов, а Уманский даже произнес в адрес МВФ пару примирительных слов. Впрочем, насчет слез умиления в ответ информации пока не поступало. Более того, в эту среду премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что дело с кредитом практически в шляпе. Де, из восьми требований МВФ всего-то и нужно, что выполнить два, и на это понадобится якобы какие-то две-три недели. И вот тут мы подходим к основной теме этой колонки...
Первое требованиеэто рынок земли, открыть который с частотой не реже одного раза в неделю уже много месяцев обещает лично президент Владимир Зеленский. Второе, принятие законопроекта, гарантирующее невозвращение национализированных банков недобросовестным инвесторам. Впрочем, в версии МВФ это требование звучит несколько иначе, что само по себе демонстрирует, что с выполнением условий предоставления кредита все не так хорошо. Ведь речь идет не просто о принятии законадаже за океаном всем прекрасно известно, что закон в Украине не стоит почти ничего,а о реальном невозвращении банков и других активов, плюс реальных действиях правоохранительных органов Украины по возвращению украденных средств. А вот об этом ни от президента, ни от премьера не прозвучало ни слова.
Более того, выполнение этого последнего условия сегодня зависит не от решения Верховной Рады или обещаний президента и премьера. Уже через несколько дней судьба ПриватБанкаа речь в первую и во вторую очередь именно о немрешится в Верховном суде. И, так выходит, что вместе с ней и судьба финансовой системы Украины.
В понедельник 16 марта состоятся очередные слушания Большой палаты Верховного Суда Украины по иску пяти членов семьи Суркисов к Национальному банку Украины. В процессе национализации ПриватБанка в декабре 2016 года временный администратор признал их инсайдерамисвязанными с владельцами банка лицами, а значит, несущими наряду с ними ответственность перед вкладчикамии своим решением лишил их примерно 1 миллиарда гривен плюс 250 миллионов долларов вкладов компаний Суркисов в кипрском филиале ПриватБанка. Оснований для этого было достаточно, к примеру, Суркисы и Коломойский были совладельцами медиахолдинга «1+1», на их активы в кипрском отделении ПриватБанка начислялся далекий от рыночного процент...
Что, впрочем, ни Окружной административный суд Киева, ни Киевский апелляционный административный суд в 2017 году не сочли достаточным доказательством (благо те же права собственности надежно упрятаны за чередой офшорных компаний). И постановили национализированные у Суркисов активы вернуть. А вместе с этим поставили под сомнение законность всей процедуры национализации ПриватБанка, открыв ящик Пандоры десятков других подобных исков от инсайдеров и офшорных компаний, а также главному иску об отмене национализации от Игоря Коломойского. Единственным препятствием на их пути стало рассмотрение кассационной жалобы ПриватБанка и НБУ в Верховном суде. Впрочем, и здесь дела склонялись в пользу олигархов, если бы юристы Игоря Суркиса не допустили ошибку, которая в другой стране могла бы стать фатальной.
Еще в 2017-м году Игорь Суркис в запале полемики пригрозил Петру Порошенко судом, как только тот лишится поста президента. В начале февраля этого года стало известно, что он сдержал свою угрозу: СМИ сообщили об иске в Высокий суд Лондона, в котором Игорь Суркис и 6 аффилированных с ним компаний обвинили Петра Порошенко в невыполнении условий соглашения, по которому он обязался приобрести часть акций телеканала «1+1». Не суть, обоснованы или нет эти претензии, важно другое. Очевидно, разные команды юристов совершенно не коммуницировали друг с другом, иначе объяснили бы своему клиенту, что этим своим иском он официально признал то, что все эти годы упорно пытался отрицать: свою связь с Игорем Коломойским. В этих обстоятельствах Верховный суд и киевские юристы Суркисов вынуждены были взять паузу.
И вот 16 марта Большой палате Верховного суда Украины предстоит сделать непростой выбор. Проигнорировать фактически признание Игоря Суркиса, и вынести решение в его пользу, как ранее уж вынес сомнительное решение по делу «Акцент-банка», поставив как минимум до конца президентской каденции Владимира Зеленского крест на сотрудничестве с международными финансовыми институтами, не говоря уже о подопечных для инвестиционных нянь? Передать рассмотрение иска от административных в хозяйственные суды, а значит затянуть рассмотрение вопроса еще на годы, что, как компромиссный, оставляющий двери для переговоров с МВФ открытыми, вариант, устроило бы Банковую и Грушевского, но не порадует не только Суркисов, но и Коломойского... А ведь голосование за нового премьера показало, что, при всем подавляющем якобы парламентском большинстве, Банковая и Кабмин уже не могут обойтись без штыков Коломойского во фракции «Слуга народа», и без «ОПЗЖ», в которой на сегодня сложены почти все парламентские яйца братьев Суркисов. Без их голосов невозможно выполнение требований МВФ по рынку земли. Которое эти же парламентские группы заблокируют и в случае решения Верховного суда в пользу Национального банка Украины и ПриватБанка. По сути цугцванг, в который загнала себя нынешняя украинская власть. А вместе с собой и всю Украину.