Даты, которые мы выбираем
И какие выбирают нас.
Сегодня две годовщины. Во-первых, печальный юбилей одного из самых страшных землетрясений – Ташкентского. Город был полностью разрушен, погибших было немного, но и их безмерно жаль. Во-вторых, годовщина самой страшной техногенной катастрофы в истории человечества. Сорок Хиросим вырвалось в темную украинскую ночь. Смертельная радиация окутала практически всю северное полушарие и, наверное, мы никогда не узнаем, сколько людей преждевременно ушли из жизни из-за Чернобыля.
Это наша память и как тут не поддержать Президента, который надеется, что воспоминания о Чернобыльской трагедии будут объединять всех украинцев в общей памяти.
Эти печальные годовщины, а также недавние события в Одессе, когда во время празднования дня освобождения Одессы от нацистов произошли столкновения между пророссийски настроенными горожанами и украинскими патриотами, навели меня на тему о роли памятных дат в нашей жизни. Именно в современной. Не буду скрывать: не без тревожных ожиданий Одесса идет к майским праздникам. Сегодня ночью выстрелом из гранатомета по банку «Пивденный» одесситам еще раз напомнили, что весна тревоги нашей еще не миновала ...
Прошлая советская жизнь было «датской» по определению. К революционным / военным годовщинам готовились заранее и праздновали с достойным лучшего применения размахом. К памятным годовщинам и юбилеям задували домны, открывали мосты и дома культуры, в конце концов во время войны штурмовали города (достаточно вспомнить приказ взять Киев к годовщине Октябрьской революции). Иногда казалось, что без таких дат вообще ничего бы ни делалось.
А что за рубежом? Существует ли там культура или субкультура празднования дат? Безусловно, да. Это религиозные праздники, которые в Европе и Америке в определенной степени уже потеряли свой сакральный смысл, превратившись в возможность полюбоваться красотой роскошных праздничных витрин, побаловать себя и родных подарками и отдыхом, наконец, просто окунуться в атмосферу веселья и беззаботности. Марди Грас в Новом Орлеане, Фальяс – праздник огней в Валенсии, карнавалы в Венеции и Рио-де-Жанейро ... Все они давно стали способом единения в наслаждении жизнью, неким l`art de vivre.
Разумеется, есть и праздники сугубо социального происхождения. Годовщина завершения войн, освобождения от нашествия, иноземного ига, наконец, годовщины обретения независимости – все это имеет место. И опять-таки – объединяет общество, работает на его консолидацию.
А у нас? Как мне кажется, День провозглашения независимости стал настоящим праздником для украинцев, и для одесситов – в частности. Столько людей в вышиванках, столько радостных улыбок и действительно праздничного настроения, как 24 августа прошлого года, я редко в Одессе видела. Что же касается чисто местных праздников, то здесь ситуация гораздо хуже. Ни религиозные, ни чисто социальные праздники не имеют сегодня консолидирующего значения. Из-за трагедии 2 мая праздничные дни – день освобождения Одессы от нацистов (10 апреля) и День победы – стали поводом для противостояния украинского патриотического и пророссийского лагеря. День города, который традиционно связывали с изданием императорского указа о создании порта и купеческой гавани (с названием, кстати, Гаджибей), сегодня под вопросом. И опять-таки это повод для противостояния тех же лагерей.
А Одессе хочется настоящего праздника. Не советских «памятных дат», а торжественного чествования светлой памяти: и героев Второй мировой, и героев Войны за независимость, и погибших чернобыльцев и афганцев. И кроме того – праздника единения одесситов и единения украинцев. В этом направлении, как представляется, и должны работать все, кому небезразлична судьба украинской Одессы.