Дети и стыд
Вокруг документального сериала «Дети Третьего рейха» в соседней стране поднялась не слишком громкая, но достаточно оживленная дискуссия — преимущественно в интернете, в социальных сетях. Материал, действительно, обжигающий: русские тележурналисты сняли документальный цикл о том, как сейчас живется детям известных персон времен гитлеровской Германии, преимущественно — крупнейших военных преступников.
Программа не обошлась без тенденциозности и слишком прямолинейных ходов, свойственных постсоветскому ТВ, но вполне актуальная по содержанию. Потомки палачей пропускают давнее прошлое через себя, проживают его как собственную жизнь с последствиями разной степени тяжести. Главное то, что их опыт выходит далеко за сугубо персональные пределы, а само появление этого фильма свидетельствует, среди всего прочего, о моральном здоровье немецкого общества. И вот здесь уже разговор касается непосредственно нас.
Среди прочего, в российском Фейсбуке появилось такое замечание обозревателя радио «Эхо Москвы» Ксении Лариной:
«Думаю вот о чем: а кто-то из этих наших детей советского рейха стыдится своих родителей и дедов? Считает ли их деятельность преступлением? Осуждает их? Или может гордится ими? Расскажите мне о детях и внуках садистов с Лубянки. О детях и внуках активистов большого террора, потомков кремлевских «мечтателей», что превратили страну в месиво. Расскажите о детях и внуках начальников советских лагерей, следователей НКВД, прокуроров, командиров расстрельных подразделений...»
Вскоре ей ответила автор цикла, режиссер-документалист Татьяна Фрейденссон:
«Меня стали часто спрашивать — а что если снять фильм о детях советской номенклатуры или хотя бы о маршалах победы — вот так же, обстоятельно, с подробностями, с позиций человеческих, а не закадровой бубнёжкой на хронике-баяне? Теперь говорю уверенно, на 100%, — не получится, господа. И дело тут не в цензуре».
Действительно, дело не в цензуре. А в том, что мифы, вколоченные в сознание десятилетиями советской пропаганды, до сих пор живы. Даже больше: никто всерьез и не пытался их опровергнуть.
Почему стало возможным появление «Детей Третьего рейха»? Потому что Германия прошла процесс денацификации. Послевоенным правительством была проведена суровая люстрация всех лиц, причастных к установлению и преступлениям нацизма. Еще в школе проводят специальные уроки о позорных страницах истории страны, а толерантность там не пустое слово, а осмысленная политика на всех уровнях.
Что же в Украине?
У нас до сих пор миллионы людей голосуют за политиков, которые твердят о славном советском прошлом. Школьные учебники переписываются согласно политическим прихотям каждого нового правительства. Сотни улиц носят имена самых ужасных преступников сталинской эпохи. Памятники Ленину торчат на многих площадях.
Действительно, цензура ни к чему. Потому что, если чуть ли не половина страны хочет жить в СССР (причём не только старые деды) или боготворит Сталина, то о какой честности с самими собой может идти речь?
Все, что нужно сделать — это несколько лет систематической и понятной политики: осуждение коммунистического прошлого на общегосударственном уровне, люстрация, пусть символическая (вполне возможная, кто бы что ни говорил), очистка от большевистской гадости в топонимике и в монументальной архитектуре, проведение регулярных занятий, аналогичных немецким, в школах. Не такие уж большие средства, не такие большие усилия. Но — не сегодня, не с этим набором политиков (оппозицию тоже имею в виду).
То, что так и будет, я верю. И то, что честный фильм о потомках наших палачей посмотрю по отечественному телевидению — тоже верю.
Надежда не только умирает последней — она еще, бывает, и сбывается.