Экспозиция мыслей и чувств

Впечатления – след эмоций в сознании. Синхронное плавание мыслей и чувств. 150 работ украинских фотографов на выставке газеты «День» в Одессе заставляют думать и сопереживать. После церемонии открытия: встреч, диалогов, споров и откровений, в залы Литературного музея вернулась присущая им тишина. Теперь можно рассматривать фотографии, прислушиваясь к себе, и настраиваясь на волну репортеров и всех снимавших.
Перед глазами календарь 2014 года, который уже приготовился к выходу с вещами и знаками своего времени. И хотя новогоднее сияние постепенно заполняет дни, оно не обманывает душу, полную тревог и смятений. Год был тяжелым испытанием для каждого из нас. Высоты и низость поступков, кровь и счастье, предательство и верность, смерть и торжество жизни сложили послание судьбы, прочесть которое не всем дано. Разве все, что произошло с Украиной, стоило таких жертв, разве нужен был Майдан, если все вокруг осталось без изменений? Вопрос в разных вариациях звучит в эфирах наших и чужих телеканалов, им задаются обыватели и обозреватели. А ответ здесь в фотографиях людей и событий.
Наверное, хорошо жить без революций и войн, эволюционируя от хорошей жизни к еще лучшей. Но революции происходят не потому, что люди не хотят мира. Перемен не желают авторы войн, вот в чем проблема. Пусть сослагательные наклонения не уместны для характеристик состоявшихся событий, но год назад мы могли бы избежать кровопролития. Для этого надо было Виктору Януковичу остаться заведующим гаражом, а Владимиру Путину – начальником охраны президента демократической России. Возможно, тогда все пошло бы иначе. Фотохроника украинских событий на выставке «Дня» зафиксировала пробуждение национальных чувств людей и угасание мыслительных способностей их правителей. Одухотворенные лица одних: на баррикадах, в окопах, на демонстрациях и в госпиталях… Рядом – каменные маски других, скрывающие растерянность и неискренность помыслов.
Пройдет время, фотографии станут документами эпохи. Наши потомки будут разглядывать их, как мы сейчас фото Роджера Фэнтона о крымской войне 1853 года. Будет интерес, но исчезнут эмоции. Потому, что чувства сохраняются в истории, пока живы ее свидетели. Таков неумолимый закон времени. Однако, есть работы и взгляды сквозь объектив, способные нарушить это правило, сохранить в первозданности движение души из прошлого в будущее. Таких фотографий немало на выставке. Они о любви, природе, красоте и мгновениях особых состояний, которые часто не подвластны рациональному осмыслению, но трогают сердце, как восход солнца.
Фотография хранит множество тайн. Зная все оптические секреты и способы переноса изображений на бумагу, в цифровой формат, мы до сих пор не понимаем, почему миг экспозиции открывает то, что ускользает от обычного зрительного восприятия. Дело ведь не в технических подробностях моментальной покадровой съемке взмахов крыльев птиц, и растянутой на месяцы фотосессии древесного побега. Все это удивляет лишь в первые минуты знакомства. По-настоящему восхищает способ эмиссии настроения. Как из расположенных перед объективом людей и предметов фотограф формирует объединяющее их чувство? Или это делает не он, а обстоятельства? Наверное, в этом и есть основной элемент творческих поисков и открытий.
В залах Литературного музея тихо. Человеку, углубившемуся в мысли и переживания, посторонние шумы всегда мешают. И не только на вернисажах. В наш век, перенасыщенный звуками и попытками привлечь к себе внимание, познание и любопытство не всегда ходят рядом. Но когда хочется сосредоточиться на созерцании и раздумьях, значит мы правильно выбрали место своего уединения.
Выставка будет работать еще месяц.