Глазки зажмурь
Поклонникам творчества Юрия Винничука последние несколько лет не на что жаловаться - писатель радует их новыми романами каждую осень. Казалось бы, только вчера вышла едва ли не самая важная книга украинской литературы прошлого десятилетия - «Танго смерти», а с тех пор литератор успел опубликовать объемные романы «Аптекарь», «Цензор снов», а несколько месяцев назад - и «Лютецию». Такая производительность свидетельствует, что Винничук находится в блестящей форме, хотя сам писатель и утверждает, будто эти книги в значительной степени написал еще в советские времена, когда не было возможности печататься, а сейчас их только дорабатывает и издает.
Так или иначе, а каждая новая книга Юрия Винничука становится событием в литературной жизни - рецензии, награды, списки бестселлеров и очереди на Форуме издателей давно уже сопровождают новинки этого автора; «Лютеция» не стала исключением. В новом романе литератор переплетает две сюжетные линии - одна из них повествует о любовных похождениях Ивана Вагилевича, вторая - о детстве и молодости другого лирического героя романа, писателя Юрия Винничука (давайте не забывать, что речь идет о художественной литературе, поэтому отождествлять абсолютно автора и героя не стоит). Прием раздвоения и переплетение сюжета, когда разделы поочередно рассказывают то одну, то другую историю, чтобы в конце романа слиться в единую нарацию, - не нов для Винничука, все его последние романы написаны в этом ключе. Во время чтения даже закрадывается мысль, что «Лютецию» можно было бы разделить на две отдельные книги - автобиографическую о самом Винничуке и эротико-скандальную о Вагилевиче - но с приближением финала мастер сшивает эти фабульные линии в столь неразрывной мистический узел, что читатель может лишь удивляться утонченности замысла автора.
Но оставим Вагилевича и определенные провокационные черты характера его персонажа в книге в стороне (хотя, несомненно, Юрий Винничук намеренно придал образу одного из основателей «Руськой троицы» пикантность), так как самой интересной в «Лютеции» является автобиография самого Винничука. Здесь стоит сразу отметить, что верить этому известному мистификатору совершенно не следует - в конце концов, во всех своих книгах писатель несколько идеализирует и «украшает» или облагораживает автобиографические мотивы.
И все же сложно не умилиться, читая о бабушке, которая говорит маленькому пакостнику Юрию «глазки зажмурь» - как бы делясь с ребенком секретом того, как можно спрятаться от ужасов этого мира. А трагического в детстве писателя была немало - чего только стоит история об отце, который попал в советскую тюрьму за партизанку. Вместе с шорохом страниц маленький, наивный и вежливый Юрцё вырастает в молодого человека, ловеласа и соблазнителя, мечтательного литератора, который любит писать, но его нигде не печатают, фарцовщика и завсегдатая львовских кнайп периода застоя, а затем и в профессионального писателя-циника. Это история об одном жизни - часто меланхолическая, поскольку автор оглядывается назад с ностальгией, тоскуя по времени, которое исчезло, и о людях, которых не стало. Описывая свое детство и молодость, автор портретирует и эпоху, в которой ему пришлось жить, изображает послевоенную Галичину, довольно ярко очерчивает образы дельцов, которых распад Союза вынес на гребень волны, передает дух богемных и бандитских 90-х.
Мне кажется, что это искренняя и добрая книга Юрия Винничука - сдобренная, как это всегда с его произведениями, сальными шутками и невероятными историями, но все же по-детски нежная и нелицемерная.