Перейти к основному содержанию

Групповой нарциссизм

Философ и психолог Эрих Фромм - о природе общественного самовозвеличивания
10 февраля, 16:02

Немецкий ученый Эрих Фромм родился в 1900 году в семье ортодоксальных иудеев. Его мать была дочерью раввина, который эмигрировал из Познани, входившей тогда в состав Пруссии. Отец Эриха также был сыном раввина и сохранял в семье иудейские традиции. Закончив франкфуртскую школу, Фромм поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию. В 1925 году он завершил психоаналитическую подготовку и начал собственную частную практику. После прихода Гитлера к власти ученый переехал сначала в Женеву, а затем в Нью-Йорк, где преподавал в Колумбийском университете. Фромм был практикующим психологом в течение 35 лет и написал множество научных и публицистических работ.

Одна из них - «Душа человека. Революция надежды». В ней автор излагает собственную концепцию природы нарциссизма, в частности группового. Фромм приходит к парадоксальному выводу. С одной стороны, нарциссизм необходим для сохранения жизни, поскольку, с точки зрения выживания, человек должен воспринимать себя как нечто гораздо более важное, чем все его окружающее. С другой стороны, самостивозвеличивание грозит самосохранению, поскольку одним из самых опасных последствиям нарциссизма является потеря рационального суждения.

Фромм предлагает двоякое решение этого парадокса. Он отмечает, что выживанию служит не максимальный, а оптимальный нарциссизм, биологически необходимый, который может быть совместим с социальным взаимодействием. В то же время индивидуальный нарциссизм может превращаться в групповой, и тогда род, нация, религия, раса или иная группа заступают на место индивида и становятся объектами нарциссической страсти.

Далее следует подробнее остановиться на тезисах Фромма, которые можно объединить в три блока - о доброкачественном и злокачественном групповом нарциссизме, патологии общественного самопрославления и нарциссическом вождизме.

ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫЙ И ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫЙ ГРУППОВОЙ НАРЦИССИЗМ

С точки зрения любой организованной группы, которая хочет продолжать свое существование, необходимо, чтобы она получала нарциссическую энергию от своих членов. Дальнейшее существование группы в определенной степени зависит от того, воспринимается она ее членами столь же серьезно, как собственную жизнь, или даже еще серьезнее, и, кроме того, от их веры - если не в превосходстве над другими, то по крайней мере в свою правоту. Без этих нарциссических составляющих вряд ли существовала бы в группе необходимая для ее функционирования энергия, особенно в тех случаях, когда требуются жертвы.

В динамике группового нарциссизма мы сталкиваемся с феноменами, схожими с теми, которые наблюдаются в случае с индивидуальным нарциссизмом. Здесь можно подчеркнуть различие между доброкачественными и злокачественными формами. Если целью группового нарциссизма есть какое-то достижение, то потребность осуществить творческое действие неизбежно заставляет выйти за пределы узкого круга группового солипсизма. Если же объектом группового нарциссизма является сама группа в ее ситуации, форме, если речь идет только о красоте, славе, прежних достижениях и особенностях, вышеупомянутые противоположные тенденции не будут развиваться и будет постоянно расти нарциссическое ориентирование и вытекающие из него последствия. Конечно, в реальности оба элемента часто связаны друг с другом.

Общество, которое не обладает средствами экономического обеспечения большинства или значительной части своих членов, если оно не хочет вызвать среди них недовольство, то должно способствовать достижению этими людьми удовольствие нарциссизма злокачественного типа. Для людей, бедных в хозяйственном и культурном отношении, нарциссическая гордость принадлежности к группе является единственным и часто очень действенным источником удовольствия. Именно потому, что жизнь «неинтересна» для них и не предоставляет им возможность развивать свои интересы, в их среде может развиться экстремальная форма нарциссизма.

ПАТОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО САМОПРОСЛАВЛЕНИЯ

Общественный нарциссизм распознать труднее, чем индивидуальный. Допустим, кто-то говорит другим людям: «Я и моя семья – самые замечательные люди на земле, только мы одни чистые, интеллигентные, добрые и порядочные, все остальные - грязные, глупые, бесчестные и безответственные». В этом случае большинство людей восприняло бы его как грубияна, невыдержанного человека или даже как сумасшедшего. Если же фанатичный оратор, выступая на массовом собрании, поставит на место слов «я» и «моя семья» такие слова, как народ (этнос, религия, политическая партия и т.д.), многие будут славить его и восхищаться им за его патриотизм и правоверность. Представители других народов или религий, наоборот, обидятся на него за такую речь по той простой причине, что о них отзываются откровенно плохо. Однако внутри группы, возвышенной над другими, каждый чувствует себя удовлетворенным в своем индивидуальном нарциссизме, и, поскольку с этим утверждением соглашаются миллионы, оно кажется им разумным.

Что касается патологии общественного нарциссизма, то, как и при индивидуальном нарциссизме, его наиболее очевидным и частым симптомом является недостаток объективности и способности к разумному суждению. Когда политические акции базируются на нарциссическом самопрославлении, то этот недостаток часто приводит к разрушительным последствиям. Предмет нарциссического интереса рассматривается как ценный (хороший, красивый, умный и т.д.), но не на основании объективной оценки, а благодаря тому, что речь идет о собственной персоне или о том, что ей принадлежит. Нарциссическая оценка является предубеждением, она необъективна. Обычно такое предубеждение так или иначе рационализируется, и эта рационализация, в зависимости от интеллигентности и утонченности соответствующего лица, может быть более или менее обманчивой.

Если нарушается нарциссизм группы, мы сталкиваемся с той же гневной реакцией, которая будет и в случае с индивидуальным нарциссизмом. В истории есть многочисленные примеры, когда издевательства над символами группового нарциссизма вызывали приступы ярости, граничащие с безумием. Надругательство над национальным флагом, оскорбление их властителя или вождя, проигранная война или потеря территории часто вызывали у масс чувство мести, которое, в свою очередь, вело к новым войнам. Раны, нанесенные нарциссизму, излечиваются лишь тогда, когда преступник уничтожен и тем самым возмещена обида, нанесенная нарциссизму. Индивидуальная и национальная месть часто покоится на нарциссизме и необходимости «залечить» рану с помощью уничтожения злодея.

НАРЦИССИЧЕСКИЙ ВОЖДИЗМ

Следует сказать и об еще одном элементе патологии. Группа с сильной нарциссической установкой должна обязательно иметь вождя, с которым она могла бы себя идентифицировать. Лидер захватывает группу, которая проецирует на него свой нарциссизм. В акте подчинения всемогущему вождю индивид переносит на него свое самовозвеличивание. Чем значительнее лидер, тем значительнее его последователь. Нарциссизм убежденного в своем величии вождя, который не испытывает никаких сомнений, - это как раз то, что привлекает его нарциссических подчиненных. Полусумасшедший лидер часто имеет наибольший успех до тех пор, пока недостаток объективности, гневная реакция на каждое поражение и потребность поддерживать образ своего всемогущества не приведут к ошибкам, которые приведут к его падению с пьедестала. Впрочем, всегда есть талантливые полусумасшедшие, готовые удовлетворить разрушительные желания нарциссической массы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать