Перейти к основному содержанию

«Грязные бомбы» Путина

«17.04—23.04.2015»
23 апреля, 17:15

Сперва, конечно же, о самой «грязной бомбе». Еще в 1940 — 1950-е годы вначале фантасты, а потом уже и ученые-оружейники сообразили, что оружием массового поражения может стать не только невероятно дорогая и невероятно трудоемкая в создании атомная бомба. Радиоактивные материалы, даже необогащенное сырье сами по себе являются оружием массового поражения, и распыление их в густонаселенной территории неизбежно приведет к десяткам тысяч смертей, радиоактивному заражению, и, соответственно, непригодности для хозяйственной деятельности сельскохозяйственных угодий и промышленных объектов. Наш Чернобыль — тому пример, ведь радиоактивное загрязнение в результате взрыва на Чернобыльской АЭС идеально соответствует последствиям взрыва такой «грязной бомбы».

• В силу того, что «грязная бомба» не несет немедленного поражающего эффекта — это просто контейнер с радиоактивными материалами, — военного значения она не имеет, зато является идеальным оружием для террористов и каждодневным кошмаром для всех спецслужб мира. Ведь, в отличие от оружейного плутония и высокотехнологических комплектующих ядерной бомбы, контейнер радиоактивных отходов раздобыть гораздо легче, — их в любой поликлинике в избытке. Год назад скандал с ввозом «грязной бомбы» с территории Приднестровья разразился и в Украине. 5 мая 2014 года СБУ сообщила о преступной группе в составе восьми украинцев и одного россиянина, которые ввезли на территорию Украины самодельный контейнер с 1,5 килограммами радиоактивного вещества, которое якобы они собирались (или могли) использовать для взрыва «грязной бомбы» на востоке Украины. Судя по тому, что история эта, как часто случается после брифингов в СБУ и МВД, продолжения в виде суда и приговора не имела, на самом деле выеденного яйца она не стоила. В общем, история позабылась, но радиоактивный информационный осадочек от нее остался.

Все спецслужбы планеты одним миром мазаны, что уж говорить о постсоветском пространстве, где их традиции и методы работы восходят к печальной памяти КГБ. И уж если украинские спецслужбы в своих интересах не побрезговали вбросом по поводу якобы российского следа в истории с якобы ввозом в Украину «грязной бомбы», то кто может запретить это россиянам? Тем более что украинские политики сами охотно подставляются... — Правильно, никто. Причем, в отличие от СБУ, ФСБ это делает с традиционным для России размахом и даже шиком.

• Нынешняя история началась 9 апреля 2015 года, когда в Главном ситуационном центре Совета национальной безопасности и обороны Украины его секретарь Александр Турчинов проводил презентацию Стратегии национальной безопасности Украины. Он говорил о безальтернативности для Украины курса на вступление в НАТО (здесь только напомню, что уже через неделю министр иностранных дел Украины Павел Климкин в интервью «Европейской правде» рассказывал о необходимости поиска «альтернативных вариантов обеспечения безопасности Украины» при условии продолжающейся пассивности со стороны НАТО) как единственно возможного средства противостоять агрессивным устремлениям России. Затем он рассказал о работах над возобновлением ракетного щита Украины — замечу, дважды необходимого и из соображений обороны, и из необходимости срочно спасать «Южмаш» — о создании системы аэрокосмической разведки Украины... Много чего было, причем с прямыми включениями с мест, дабы журналистская братия, не дай Бог, не заснула на затянувшемся мероприятии. Ближе к концу были, конечно, и вопросы журналистов, часть из которых, как показали последующие события, лучше бы все-таки крепко спала.

Первый же вопрос, который задал оставшийся анонимным журналист, касался перспектив возвращения ядерного статуса Украины. Слово взял глава Института стратегических исследований, экс-секретарь СНБО Владимир Павлович Горбулин, который очень доступно, подробно и пространно объяснил, почему это невозможно: а) по политическим; б) по техническим причинам. Но наша журналистская братия, как хорошо известно, очень часто сколь невежественна, столь и напориста. — Ну, так нельзя ли нам хотя бы «грязную бомбу» сделать?! — с детской наивностью и надеждой в голосе продолжил свой вопрос приунывший было журналист. И вот тут наш съевший не одну стаю собак в очень многих вопросах политики глубоко мною уважаемый Александр Турчинов допустил редкую для своей репутации ошибку. Ему бы выругаться, по-мужски, — мол, хочешь «грязной бомбы», так мы на ней с 1986 года живем. Такая бомба не знает границ, и радиоактивное облако от Чернобыля не только заразило сотни тысяч гектаров в Украине, Беларуси и России, но дважды обогнуло земной шар. — Нормальная реакция, неизбежная, к примеру, в Японии, пострадавшей от ядерных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки... Ну, да куда нам пока до Японии... Но Александр Валентинович, к сожалению, попытался урезонить заигравшегося мальчишку с журналистской корочкой другим путем, пространно объяснив ему, что о таких вещах не принято разговаривать вслух и что речь тут идет о создании оборонительного щита Украины, эффективного оружия, а не игрушек для террористических атак. — Увы, любая попытка ответить на поставленный глупый вопрос, по сути, неизбежно ведет к проигрышной позиции.

• Естественно, что российские СМИ немедленно сообщили о коварных планах Украины создать «грязную бомбу», а российские телеканалы показали сюжеты, в которых, впрочем, слова самого Турчинова заменялись дикторским текстом, — смонтировать из записи ответа секретаря СНБО что-нибудь мало-мальски похожее на этот фейк даже у российских мастеров с большой дороги не получалось. А уже через несколько часов того же дня российский вице-премьер Дмитрий Рогозин в присущей ему манере профессионального дипломата и с утонченностью доктора философских наук в посудной лавке прокомментировал эти «слова Турчинова» словом, которое не с лестной стороны характеризует его умственные способности и которое равно и в украинском, и в российском телеэфирах принято заменять писком. Впрочем, подобные характеристики из уст российских политиков в последнее время можно счесть скорей за комплимент — хуже, если хвалят... Два дня после этого фейка звенело информационное эхо на сайтах фейковых новостей и в социальных сетях, а потом неизбежно заглохло под спудом сотен новых подобных же выдумок российской пропагандистской машины.

И вот, в среду, спустя две недели после первой информационной волны, российский пропагандистский монстр поднял вторую. — Так бывает в природе. У гигантских растительноядных динозавров, как утверждают палеонтологи, из-за огромных размеров тела было целых два мозга, и второй нервный узел в районе крестца отвечал за координацию движений. Так и в России, целых две недели понадобилось, чтобы нервный сигнал дошел от копчика до головы — от Рогозина к Лаврову... Как бы то ни было, российский МИД в среду разразился нотой, в которой заявил, что Украина в данном случае поставила себя в ряд государств-изгоев. Заявил, позабыв о собственных бревнах в слепом глазу, — и о «ядерном пепле Киселева», и о заявлении о превентивном ядерном ударе по Западу генерала Якубова, и о публичных откровениях самого российского президента о его готовности применить ядерное оружие при аннексии Крыма. И о не раз озвученных планах России превратить аннексированный Крым в ядерную базу южной группировки российских войск. Не говоря уже о Будапештском меморандуме, в котором Россия в обмен на отказ от ядерного оружия выступала гарантом независимости и территориальной целостности Украины...

• Что там «грязная бомба»... Еще один фейк в череде распятых мальчиков и фосфорных бомбардировок. Еще один информационный продукт исключительно для внутрироссийского потребителя — в качестве заменителя импортных продуктов. Сегодня, кроме россиян, никто этому уже не верит. Страшнее сотен радиоактивных «грязных бомб» были информационные «грязные бомбы», которые полтора десятилетия заботливо закладывала российская пропаганда по всему постсоветскому пространству. Бомбы межнациональной розни, бомбы нетерпимости, бомбы неоимперской идеологии и великодержавного шовинизма. Никакой Чернобыль не сравнить по долговременным последствиям с этой беспощадной бомбардировкой сознания сотен миллионов людей, с этой главной «грязной бомбой» Путина. Оценить с правовой точки зрения это оружие массового поражения, выработать надежный механизм защиты — задача, без решения которой не победить в сегодняшней новой большой гибридной войне.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать