Измерения современного города, или действительно ли мы начали беспокоиться о нашем пространстве?
В этом году исполняется 86 лет со времени написания первого украинского урбанистического романа - «Місто» Валериана Пидмогильного. За это время, по сути, роман не потерял своей актуальности. Как и тогда, в СССР, сегодня город привлекает гораздо больше, чем деревня. Молодежь и в дальнейшем оставляет свои селаради городов, чтобы выйти «в люди». Правда, сегодня эта тема набрала больших оборотов: кто-то выбирает украинский город, а кого-то устраивает город за рубежом. Впрочем, подбирая под себя город, как ожерелье - какое будет подходить, а какое нет, мы часто забываем о том, подходим мы этому городу, являемся ли мы его ожерельем. Ведь, по сути, это мы его украшаем, а не оно нас.
Украинское общество во многом подхватило последний тезис, начав движение снизу - различные общественные слушания, альтернативные мероприятия по озеленению, культурные инициативы, уличные университеты и т.д.. О том, может ли быть современный город красивым и интеллектуальным (интерактивным, интересным, экологическим, спортивным, культурным и др.)., массово в Украине и мире заговорили после невероятного переосмысления Боготы. Так, два года тому пример мэра Боготы Энрике Пеньялосы вдохновил многих и показал, что современный город может быть другим, неважно, насколько оно богато, какие у него есть ресурсы, главное - иметь желание.
Любовь к урбанистике понятна: город создает новые возможности. Новую философию, новый стиль жизни. Образ жизни, взятый из телевизора, большого кино и книг - это стиль свободного города, который любит своих жителей. Поэтому его жители все больше хотят завоевать его покровительство и получить от него привилегии.
СВОБОДА ПРОСТРАНСТВА
В Украине официально статус города может получить населенный пункт только в случае, если в нем проживает не менее 10 тысяч жителей. Наиболее богатыми на города являются восточные области. Начало образования городов в Украине уходит в VIII в. до н.э., когда в Северном Причерноморье возникло десять древнегреческих городов-колоний. В частности, самыми старыми являются Херсонес, Феодосия, Белгород-Днестровский и др.. Сегодня в Украине в городах проживает более 70% всего населения, в мире городского населения насчитывается- 50%.
Считается, что именно город является свободным и сильным духом, и эта внутренняя свобода влечет все больше. С чем только его ни сравнивали - с книгой, с заводом, с живым организмом. Но сегодня город хотят видеть так: естественный, экологичный, комфортный, мобильный, «живой». Все эти пункты актуальны для каждого из украинских городов. Как бы ни уверяли мэры, что их города лучшие, все равно, прогуливаясь по улочкам и паркам, найдешь то, что «режет глаз». К примеру, многие дончане, увидев логотип «Красота и сила», разработанный для Донецка во время еврочемпионата немецкой компанией, не могли понять, где эта красота? Ведь, покинув центр города, видишь все «прелести» жизни. Однако немецкие эксперты заглянули внутрь: красота не только внешняя, но и и внутренняя: красота степи, красота оперы и театра, красота музыки и т.д.. И сила, конечно, не политическая, а естественная, энергетическая, сила ума, сила слова. Но все эти вещи невозможны без глубокого постижения и изучения темы. Те, кто понимают свою значимость в городе, кто понимает свою причастность к дому, - а домоми есть город - защищают его от «рейдерских» нападений (это может быть вырубка парков и т.д.) Так, киевляне защищали Гостиный двор с помощью собственного тела, с помощью собственного творчества защищали Харьков (художественные акции в защиту парка) и т.д..
ПРОСТРАНСТВО СВОБОДЫ
Кстати, искусство и город сегодня неразделимы. Художники, которым есть что сказать и которые хотят донести свою мысль до как можно большей аудитории, используют именно публичное пространство (public art - считается одним из главных феноменов в культуре второй половины ХХ - начала ХХI в.). Публичное искусство - это особый вид коммуникации таких составляющих как пространство, художник и общество. Так, место и окружающая среда диктуют автору то, что он хочет сказать именно в этом городе, и наоборот, зная, что хочет сказать, автор выбирает для себя наиболее удобное и актуальное место. Показательно, что публичное искусство в незрелых обществах часто путают с хулиганством и нарушением благоустройства города.
К примеру, донецкий художник и режиссер Петр Армяновський устроил в Киеве перформанс, прежде всего, бросив вызов самому себе. Со станции метро «Арсенальная» до Киево-Печерской лавры он пытался пройти на коленях. Это был эксперимент: может ли человек пересилить себя и дойти до церкви на коленях, как делали это когда-то грешные? Общество не восприняло его акцию и прохожие называли парня ненормальным, были разговоры и с правоохранителями. В общем, путешествие в лавру заняло восемь часов. После этого ходить на прямых ногах было трудно, но цель была достигнута.
Во Львове, к примеру, есть другой образец искусства, «вписанный» в дом - интеллектуальный. Кроссворд на всю стену многоэтажки на ул. Сахарова 82 восхищает гостей города. Сегодня это одна из главных альтернативных достопримечательностей туристического Львова. Арт-объект молодого львовского художника Сергея Петлюка создан с помощью люминисцентной краски (ответы вписаны в кроссворд), которая светится в темноте. Идея задумывалась в том, чтобы давать загадки в наиболее людных местах, однако к сожалению, автор текста не знает вопросов.
В публичном городском пространстве современные артисты все больше борются не только за свои права, а за свое пространство и за свои свободы. Стены, как большое полотно, которое принадлежит городам, знают все секреты и тонкости дела. Это едва ли не единственное место, где послание будет услышано не только горожанами, но и самим городом, отпечатается в его памяти. Так, российский стрит-арт-художник Кирилл Кто писал на стенах зданий Москвы статьи из Конституции, где описывались основные свободы: все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах, гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений и т.п..
Отдельно можно упомянуть украинские и польские стихи, которые висели на улицах польских и, соответственно, украинских городов во время Евро-2012, напоминая о том, что наша современность - это не только спорт, но и культура.
ВМЕСТО ВЫВОДОВ
Во время конференции TEDxDonetsk Мирослав Кошелюк, директор Института Развития Городов, советник мэра Винницы отметил: для того, чтобы построить европейскую страну, нужно построить европейский город - это мысль, к которой следует прислушаться. Ведь сколько бы мы не говорили о построении второго Парижа или второго Амстердама в Украине, мы никогда этого не сможем достичь. И причин для этого очень много. Единственное, что нам по силам: сделать так, чтобы наши города были примером для других, чтобы американская Одесса не была лучше, чем оригинальная, украинская, или чтобы жителей украинского Донецка никогда не путали с жителями аналогичного в России. У нас есть чем гордиться, теперь осталось это завернуть в действительно свободную и чистую обертку, дать городам почувствовать свою природу. Возможно, город для многих - это реальное спасение и шанс развития. А украинским городам, в основном небольшим, шансы на переосмысление очень нужны.
Nota bene (некоторая литература для придирчивого читателя):
1. Валериан Пидмогильный, «Місто»
2. Юрий Андрухович, «Московіада»
3. Олесь Гончар, «Собор»
4. Чарльз Кинг, «Одесса: величие и смерть города мечты»
5. Владимир Паперный, «Культура Два»
6. Питер Колторп, Уильям Фултон. «Областной город»
7. Шер Клаус Найт (Cher Krause Knight) «Public Art: теория, практика и популизм»