К 125-летию со дня рождения Александра Раевского
Исторически украинская психология развивалась как интегральная часть мировой психологической науки. Уже в начале ХХ века она была не только академической наукой, ставила вопрос о сущности души, но и практической отраслью общественной жизни: психологами решались проблемы, связанные с научным обеспечением условий оптимального развития личности.
Тогда в Украине сформировались две психологические школы — Киевская и Одесская. Одним из выдающихся представителей первой был Александр Николаевич Раевский, который работал в рамках культурно-гуманистического направления и воспитал плеяду замечательных психологов, в частности — известного ученого и столпа украинской психологии Григория Силовича Костюка.
21 августа исполняется 125 лет со дня рождения Александра Николаевича. Более чем подходящий повод обратиться к биографии и научному вкладу одного из основателей отечественной психологии, а в контексте современного украинского дискурса подробнее остановиться на его взглядах относительно места идеологии в сознании.
КИЕВСКАЯ СУДЬБА
Раевский родился в 1891 году в Киеве. В революционный 1917-й окончил философское отделение историко-филологического факультета Киевского университета. С того же года начал там работать преподавателем, в 1925-м стал профессором. Уже в военном 1941 году вышел учебник Раевского «Психология», а в 1945-м он возглавил кафедру психологии Киевского университета.
Среди основных научных интересов ученого — методология психологической науки, психология речи, история психологии, в частности ее развития в родном альма-матер, а также проблемы зависимости сознания от конкретной среды.
Раевский работал в области экспериментальной педагогики и педагогической психологии. Ему принадлежит много трудов о влиянии оценок на показатели одаренности детей, психологические основы усвоения учебного материала школьниками, ум и его воспитание, память и пути ее улучшения, место мышления в общей структуре жизни личности, а также о психологическом и идеологическом в индивидуальном сознании.
Отмечая вклад Раевского в развитие психологии, выдающийся украинский психолог Владимир Андреевич Роминец отмечает, что ведущими принципами исследовательских наблюдений ученого были принципы чувственности. С них начинается психическая активность и ими завершается. Чувства порождаются мотивацией, волей и мышлением человека. Раевский отмечал, что эмоции и чувства пронизывают всю человеческое существо, начиная с проявления простейших органических потребностей и заканчивая мировоззренчески-действенным отношением людей к миру.
ИДЕОЛОГИЯ И СОЗНАНИЕ
В настоящем ходе исторического становления психологии идеологические основы, по сути, были исследованы, но без самого упоминания этого понятия. Но были и специальные попытки определить глубинные связи психологии и идеологии. На эту проблему обратил особое внимание Раевский. Ему принадлежат, в частности, теоретические исследования «К вопросу о психологическом и идеологическом в сознании» и «К вопросу об идеологическом в психологической характеристике личности».
Раевский исходит из того, что раскрыть истинную сущность человеческого сознания можно только, если правильно выяснить общественную обусловленность его отношения к общественной жизни, к общественному сознанию, идеологии. Правильное решение всех этих вопросов является существенным для определения предмета психологии, специфики ее законов, специфики психологии как науки.
Идеология существует на почве сознания. Существуя до сознания отдельного индивида, идеология влияет на его формирование через воспитание, обучение, язык, искусство и т. д. Психику нельзя рассматривать вне идеологии. Это касается нравственных чувств, мотивации поступков, интересов, желаний, свойств характера — принципиальности, выдержки, честности, правдивости. Эти качества нельзя понимать вне идеологических установок, вне соответствующего мировоззрения, идеалов, целей, то есть за рамками того, что составляет идеологию человека как неотъемлемый компонент сознания общественно-исторического индивида.
Раевский указывает на недостаточную разработку вопроса о взаимоотношении индивидуальной психики и идеологии. Вопрос, согласно Раевскому, следует поставить так: что именно в целостной психической жизни личности составляет сферу идеологического и каково отношение идеологического в сознании к его природным основам. Эти проблемы игнорировать нельзя. Общечеловеческое и классовое в психической жизни личности неразрывно связано с определением предмета психологической науки.
Сознание людей разных общественных устройств имеет свои различия. Однако в то же время оно является общечеловеческим, продуктом человеческого мозга, осуществляемым им отражением объективного мира, материальных условий жизни общества.
Много общего можно найти в психике людей разных эпох. Вслед за психологом Иваном Сеченовым Раевский прежде всего лелеет то, что людей объединяет, а не то, что становится основанием для вражды между ними.
По Сеченову, общие черты человеческой психики включают в себя имплицитно также идею гуманистических основ психологии. Общность людей, общность их психологии Сеченов раскрывает не только «по горизонтали», но и «по вертикали». Основные черты мыслительной деятельности человека и его свойства чувствовать остаются неизменными в различные эпохи, не завися ни от расы, ни от географического расположения, ни от степени развития культуры. Только на этой почве возможно нравственное и умственное родство между всеми людьми земного шара, и только благодаря этому мы можем понимать мысли, чувства и поступки наших предков в древние времена.
Говоря об общих, родственных формах жизнедеятельности людей в рамках отдельного культурного периода, а также на протяжении длительной истории, в частности культурной, Раевский подчеркивает также совместные черты идеологии, дает возможность следующим эпохам осуществлять непрерывность и преемственность относительно эпох предыдущих. Вместе с тем подчеркивается существенное родство между людьми на уровне высшей нервной деятельности, закономерности которой определяют характер деятельности психической, всех ее основных видов и форм — ощущение, восприятие, представление, внимание и т. п.
Идеологически определенным является прежде всего осознание человеком своего отношения к самому себе. Это находит свое наиболее полное проявление в направленности личности, в целях и задачах, которые человек ставит перед собой в жизни, в интересах, потребностях и других мотивах, побуждающих его к деятельности, в тех нормах и правилах, которым он подчиняет свое поведение, в идеалах, которыми он руководствуется в этом поведении, и жизни в целом, в его мировоззрении, убеждениях. Это и есть та сторона человеческого сознания, которую Раевский считает идеологически значимой. Идеологическое в сознании пронизывает все сферы психической жизни личности — познавательную, эмоциональную, волевую.
Раевский сочетает идеологическое и психологическое через целостность личной жизни, через смысловую сторону мотивации деятельности, от чего зависит ее производительность. Здесь он приводит высказывания психолога Сергея Рубинштейна о том, что «понять мотивацию человеческого поведения вне ... сложившихся взаимоотношений личности, ее сознания и идеологии невозможно».
Далее осуществляется выход в поступочный центр психической деятельности. Раевский отмечает, что огромное значение моральных, общественно-политических норм поведения в психической жизни личности особенно ярко проявляется в общественно важных делах. Они одновременно выражают общечеловеческое, классовое и индивидуальное в сознании. Вместе с изменением идеологии личности весь ее психический строй приобретает новый смысл. Возникает новая психология личности. Психологические закономерности сочетают в себе общечеловеческое, конкретно-историческое, наконец, индивидуальное.
КОГДА ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ — ЭТО ПСИХИЧЕСКОЕ
Идеологическое представляет собой необходимый компонент каждого конкретного сознания и является неотъемлемым составляющим моментом его психологической характеристики. В этом смысле идеологическое является психологическим. Психология должна изучать то, как формируется идеологическое в индивидуальном сознании под влиянием конкретно-исторических условий жизни личности, как усвоенные ею идеи становятся ее убеждениями, превращаются в действующие переживания, которые пронизывают все стороны психической жизни личности и соответственно направляют ее действия, поступки, отношение к другим людям и к себе самой. Таким образом, у Раевского идеологическое становится внутренней сутью поступков активности человека. Идеология определяет поступок — средоточие психической жизни человека, становится движущей силой совершения поступка, входит в его очаговую структуру как ее определяющий момент. Через поступок идеология психологизируется, а психология с помощью идеологии приобретает свой наиболее существенный смысл.
Исходя из этого Раевский формулирует одну из важнейших задач психологии. Она должна изучать то, как формируется идеологическое в психике человека под влиянием конкретно-исторических условий, как из общественного, которое сначала возникает как внешнее, идеология превращается в действенное переживание, пронизывает все стороны психической жизни личности и направляет ее действия, поступки и отношение к другим людям и самому себе.
Раскрывая связь идеологии и психологии, Раевский ставит вопрос относительно проблематике психологической науки. Он считает необоснованными попытки исключить из нее такие проблемы, как роль идеологического в сознании личности, формирования морально-психологического облика личности, ее мировоззрения, убеждений, идеалов и т. п. Особое значение Раевский придает кругу вопросов, касающихся характеристики общественного сознания в его отличии и единстве с индивидуальным сознанием личности.