Как десятилетие одного музея связано со статьей Юрия Шевелева «Над озером. Бавария»
Облик Киева постоянно меняется. Специалисты и коренные киевляне говорят, что сегодня столица совсем не такая, какой была даже двадцать лет назад. Исчезают не только улицы или здания, но и парки, реки, села - последних поглощает город. В эту среду, 16 октября, директор Музея истории Святошинского района Сергей Вакулишин представил собственное исследование окрестностей Киева, благодаря которому определил и локализовал 475 местностей, уже исчезнувших с карты столицы. Всего в его коллекции тысячи топонимов. А в следующем году должен увидеть свет справочник, созданный на основе исследования Сергея Вакулишина, «Топонимика Киева ХХ века».
«В своей работе я ссылаюсь на архивные источники, картографические раритеты, работу с долгожителями, - рассказывает исследователь. - Занимаюсь окрестностями столицы, а они нашпигованы топонимами. Киев окружают леса, а это урочища, реки со своими названиями. Проблема предыдущего десятилетия заключалась в том, чтобы локализовать топонимы. Мне приходилось ходить от дома к дому, записывать воспоминания старожилов. А в этом деле время не всегда на вашей стороне. Кроме того, на всех раритетных картах указан масштаб. Это означает, что его надо сначала определить, сравнить полученные результаты с современными картами, чтобы понять, что сегодня на том или другом месте».
Результаты своего исследования Сергей Вакулишин презентовал в рамках празднования 10-летия Музея истории Святошинского района. Правда, сбор экспонатов начался раньше, но именно десять лет назад заведение переехало из комнатки в подвале в нынешнее помещение и вошло в Ассоциацию музеев научно-технического профиля.
Автор уже рассказывала читателям о единственном в Украине общественном музее, посвященном именно истории района, в материале «А что было на месте нашей школы?» от 20 марта 2013 года. Музей действительно во многом заслуживает внимания. Здесь каждый житель Святошина может больше узнать о месте, где живет. Например, в коллекции есть личные вещи Олега Антонова, генеральный план Никольской Борщаговки 1970 годов архитектора Всеволода Суворова, архивные фотографии Святошинского городского санатория 40 -60-х годов прошлого века, вещи, связанные с авиационным заводом, танковым полигоном, подземным бункером времен Второй мировой войны, которые находились на территории района. Формат такого музея мог бы быть интересным для других мегаполисов.
Впрочем, есть и обратная сторона медали. Вообще проблемы у Музея истории Святошинского района такие же, как и у многих других краеведческих учреждений: нехватка средств и ... непонимание того, что время, а следовательно, и условия работы музеев в мире безвозвратно изменились. Убедительным свидетельством этого стала пресс-конференция по случаю 10-летия. В ней приняло участие восемь человек, включая самого директора. Большинство приглашенных связаны с музейной или краеведческой деятельностью, а также двое журналистов, включая автора этого материала. Анонсированная беседа об аспектах деятельности общественных музеев и проблемы топонимической наследия Киева превратилась в отчет исследователя и директора в одном лице. Исследование топонимов окрестностей Киева, осуществленное Сергеем Вакулишиным, - интересное, но кто о нем узнает в результате? Почему бы вместо пошагового отчета о работе музея за десять лет, в который вошла информация вроде «В октябре-декабре 2003 года музей обслужил экскурсиями группы школьников по графику районной администрации» или «В июне 2005-го музей получил звание образцового», или «Тогда-то музей посетил народный депутат Иван Заец», не организовать публичную лекцию о том, как изменился облик Святошинского района за последние 100 лет?
У знакового украинского ученого Юрия Шевелева есть публицистическая статья «Над озером. Бавария». В свое время «День» опубликовал другую статью ученого «Москва, Маросейка», в которой он писал, что есть три страшных врага украинского народа - это Москва, провинциализм и кочубеевщина. Впрочем, его триптих «Над озером. Бавария» не менее важен для понимания проблем украинства. В нем, собственно, говорится о провинциализме, о катастрофическом отставании украинцев ХХ столетия - ХХІ , очевидно, не исключение - от своего времени, более того - нежелание понимать свое время, творить в этом времени свою модель развития.
«В начале прошлого (ХIХ ст.- Авт.) столетия на покорение мира отправлялся индивид. Он завоевывал колонии и развивал государства, он нес миру волчье право и волчий закон, он прокладывал себе дорогу всеми средствами. Это был Наполеон и Бальзак, Фауст и Растиньяк. О том времени поэт сказал: «Мы все глядим в Наполеоны». В это время наша литература чистыми и сладкими словами рисовала узкий розовый мир патриархального хутора и Марусиной девственности или пассивно мечтала о давно умершей доблести казацких восстаний. Это было благородно, высоко и ... непрактично. Литература сохранила нам чистое сияние светлых украинских морально-этических традиций, но она ничего не поняла в проблемах своего времени и никак не подтвердила украинство на весах мировой истории... - пишет Юрий ШЕВЕЛЕВ. - [...] Современный передовой мир и современный технический мир могут многое стерпеть. Но никогда они не помирятся и не признают провинциализма - на каком бы этическом уровне провинциализм не стоял. Трагедия украинской эмиграции, трагедия всего - за небольшими исключениями - украинства XIX-XX ст. в их бесконечном провинциализме. От Маруси Дротивны через Винниченко до леопардизма нашего – постоянно честные души, прекрасные намерения, благородные чувства - и провинциальщина, провинциальщина, провинциальщина. Украинство всегда прекраснодушное и мечтательное, оно все время стоит вне своей эпохи. Иногда оно гордится этим, чаще – стоит в стороне. А то вдруг становится страшно волевым, страшно активным, почти звериным, но это выглядит очень мило и смешно. Поэтому наш европеизм всегда отстает от Европы минимум лет на 30... К чему же удивляться, что, скажем, наше искусство - проявление нашей духовности - не находит резонанса среди чужестранцев?»
Ничего не напоминает? Конечно, сегодня ситуация, по крайней мере с искусством, выглядит не так трагично. Но если задуматься, то в стране есть целые слои людей, отставших от своего времени. Оппозиционные политики, которые до сих пор живут во времени Помаранчевой революции; ура-патриоты, которые во время своих митингов используют лозунги УПА семидесятилетней давности; наконец, многие члены самых союзов, которые застряли где-то в 1970-х и до сих пор не видоизменили себя относительно требований времени: эти художники, писатели, музейщики, краеведы, представители творческих группировок жалуются на пассивное общество и не делают ничего, чтобы это общество своим творчеством заинтересовать. Пресс-конференция к 10-летию Святошинского музея - это было мероприятие в стиле партийных собраний 1970-1980-х. И недостаток финансирования не может служить этому оправданием. А поэтому, даже если музей имеет в своей коллекции интересные артефакты, его деятельность не выходит за рамки просветительских занятий со школьниками, которые ходят туда по плану райгосадминистрации. И если так будет продолжаться, то те, кто отстал от своего времени, будут выброшены за борт общественной жизни теми, кто развивается быстрее и... способен говорить на живом языке.