Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как десятилетие одного музея связано со статьей Юрия Шевелева «Над озером. Бавария»

18 октября, 15:14

Облик Киева постоянно меняется. Специалисты и коренные киевляне говорят, что сегодня столица совсем не такая, какой была даже двадцать лет назад. Исчезают не только улицы или здания, но и парки, реки, села - последних поглощает город. В эту среду, 16 октября, директор Музея истории Святошинского района Сергей Вакулишин представил собственное исследование окрестностей Киева, благодаря которому определил и локализовал 475 местностей, уже исчезнувших с карты столицы. Всего в его коллекции тысячи топонимов. А в следующем году должен увидеть свет справочник, созданный на основе исследования Сергея Вакулишина, «Топонимика Киева ХХ века».

«В своей работе я ссылаюсь на архивные источники, картографические раритеты, работу с долгожителями, - рассказывает исследователь. - Занимаюсь окрестностями столицы, а они нашпигованы топонимами. Киев окружают леса, а это урочища, реки со своими названиями. Проблема предыдущего десятилетия заключалась в том, чтобы локализовать топонимы. Мне приходилось ходить от дома к дому, записывать воспоминания старожилов. А в этом деле время не всегда на вашей стороне. Кроме того, на всех раритетных картах указан масштаб. Это означает, что его надо сначала определить, сравнить полученные результаты с современными картами, чтобы понять, что сегодня на том или другом месте».

Результаты своего исследования Сергей Вакулишин презентовал в рамках празднования 10-летия Музея истории Святошинского района. Правда, сбор экспонатов начался раньше, но именно десять лет назад заведение переехало из комнатки в подвале в нынешнее  помещение и вошло в Ассоциацию музеев научно-технического профиля.

Автор уже рассказывала читателям о единственном в Украине общественном музее, посвященном именно истории района, в материале «А что было на месте нашей школы?» от 20 марта 2013 года. Музей действительно во многом заслуживает внимания. Здесь каждый житель Святошина может больше узнать о месте, где живет. Например, в коллекции есть личные вещи Олега Антонова, генеральный план Никольской Борщаговки 1970 годов архитектора Всеволода Суворова, архивные фотографии Святошинского городского санатория 40 -60-х годов прошлого века, вещи, связанные с авиационным заводом, танковым полигоном, подземным бункером времен Второй мировой войны, которые находились на территории района. Формат такого музея мог бы быть интересным для других мегаполисов.

Впрочем, есть и обратная сторона медали. Вообще проблемы у Музея истории Святошинского района такие же, как и у многих других краеведческих учреждений: нехватка средств и ... непонимание того, что время, а следовательно, и условия работы музеев в мире безвозвратно изменились. Убедительным свидетельством этого стала пресс-конференция по случаю 10-летия. В ней приняло участие восемь человек, включая самого директора. Большинство приглашенных связаны с музейной или краеведческой деятельностью, а также двое журналистов, включая автора этого материала. Анонсированная беседа об аспектах деятельности общественных музеев и проблемы топонимической наследия Киева превратилась в отчет исследователя и директора в одном лице. Исследование топонимов окрестностей Киева, осуществленное Сергеем Вакулишиным, - интересное, но кто о нем узнает в результате? Почему бы вместо пошагового отчета о работе музея за десять лет, в который вошла информация вроде «В октябре-декабре 2003 года музей обслужил экскурсиями группы школьников по графику районной администрации» или «В июне 2005-го музей получил звание образцового», или «Тогда-то музей посетил народный депутат Иван Заец», не организовать публичную лекцию о том, как изменился облик Святошинского района за последние 100 лет?

У знакового украинского ученого Юрия Шевелева есть публицистическая статья «Над озером. Бавария». В свое время «День» опубликовал другую статью ученого «Москва, Маросейка», в которой он писал, что есть три страшных врага украинского народа - это Москва, провинциализм и кочубеевщина. Впрочем, его триптих «Над озером. Бавария» не менее важен для понимания проблем украинства. В нем, собственно, говорится о провинциализме, о катастрофическом отставании украинцев ХХ столетия - ХХІ , очевидно, не исключение - от своего времени, более того - нежелание понимать свое время, творить в этом времени свою модель развития.

«В начале прошлого (ХIХ ст.- Авт.) столетия на покорение мира отправлялся индивид. Он завоевывал колонии и развивал государства, он нес миру волчье право и волчий закон, он прокладывал себе дорогу всеми средствами. Это был Наполеон и Бальзак, Фауст и Растиньяк. О том времени поэт сказал: «Мы все глядим в Наполеоны». В это время наша литература чистыми и сладкими словами рисовала узкий розовый мир патриархального хутора и Марусиной девственности или пассивно мечтала о давно умершей доблести казацких восстаний. Это было благородно, высоко и ... непрактично. Литература сохранила нам чистое сияние светлых украинских морально-этических традиций, но она ничего не поняла в проблемах своего времени и никак не подтвердила украинство на весах мировой истории... - пишет Юрий ШЕВЕЛЕВ. - [...] Современный передовой мир и современный технический мир могут многое стерпеть. Но никогда они не помирятся и не признают провинциализма - на каком бы этическом уровне провинциализм не стоял. Трагедия украинской эмиграции, трагедия всего - за небольшими исключениями - украинства XIX-XX ст. в их бесконечном провинциализме. От Маруси Дротивны через Винниченко до леопардизма нашего – постоянно честные души, прекрасные намерения, благородные чувства - и провинциальщина, провинциальщина, провинциальщина. Украинство всегда прекраснодушное и мечтательное, оно все время стоит вне своей эпохи. Иногда оно гордится этим, чаще – стоит в стороне. А то вдруг становится страшно волевым, страшно активным, почти звериным, но это выглядит очень мило и смешно. Поэтому наш европеизм всегда отстает от Европы минимум лет на 30... К чему же удивляться, что, скажем, наше искусство - проявление нашей духовности - не находит резонанса среди чужестранцев?»

Ничего не напоминает? Конечно, сегодня ситуация, по крайней мере с искусством, выглядит не так трагично. Но если задуматься, то в стране есть целые слои людей, отставших от своего времени. Оппозиционные политики, которые до сих пор живут во времени Помаранчевой революции; ура-патриоты, которые во время своих митингов используют лозунги УПА семидесятилетней давности; наконец, многие члены самых союзов, которые застряли где-то в 1970-х и до сих пор не видоизменили себя относительно требований времени: эти художники, писатели, музейщики, краеведы, представители творческих группировок жалуются на пассивное общество и не делают ничего, чтобы это общество своим творчеством заинтересовать. Пресс-конференция к 10-летию Святошинского музея - это было мероприятие в стиле партийных собраний 1970-1980-х. И недостаток финансирования не может служить этому оправданием. А поэтому, даже если музей имеет в своей коллекции интересные артефакты, его деятельность не выходит за рамки просветительских занятий со школьниками, которые ходят туда по плану райгосадминистрации. И если так будет продолжаться, то те, кто отстал от своего времени, будут выброшены за борт общественной жизни теми, кто развивается быстрее и... способен говорить на живом языке.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать